Новости

Ставки морского фрахта стабилизировались

Ноябрь 2021

🔎 Что это: с середины октября ставки морского фрахта из Азии в Северную Европу стабилизировались — нет роста и нет резкого снижения.

👁 Кому: импортерам и экспортерам.

🤔 Зачем: чтобы узнать, является ли это сигналом дальнейшего снижения стоимости морской перевозки.

Ставки морского фрахта выросли до максимума в начале октября 2021 года. Затем начали стабилизироваться — ни росли, ни снижались. Так показали себя индексы ставок фрахта из Азии в Северную Европу, которые отражают тенденции стоимости фрахта из Китая в Санкт-Петербург. Что касается всего мира, то глобальный контейнерный индекс FBX начал падать еще в сентябре — с $11,109 до $9,202 в ноябре за 40-футовый контейнер. Падение индекса значительное, хотя все еще в 4 раза больше, чем в прошлом году.

Ждать ли снижения ставок морского фрахта?

Ставки фрахта FBX с марта по ноябрь 2021 года, плюс надежность расписания контейнеровозов — Авангард Директ

Красная линия — индекс морского фрахта Freightos Baltic Index (FBX) с марта по ноябрь 2021 года для маршрута Азия – Северная Европа. Синяя линия — надежность расписания контейнеровозов из исследования Sea-Intelligence.

Начнем с вопроса — почему ставки перестали существенно расти? Чтобы ответить, посмотрим на американскую и азиатскую ситуацию с логистикой.

🌟 Почему американские порты и азиатские карантинные меры повлияли на кризис в цепочках поставок — можно прочитать здесь.

Причины стабилизации ставок фрахта в октябре — ноябре 2021 года:

  • Крупные американские ритейлеры сообщили в конце ноября, что уже хорошо обеспечены запасами к праздникам. Они закупились в этом году намного раньше. Это подтверждает статистика портов Лонг-Бич и Лос-Анджелес — в октябре 2021 года поток импортных контейнеров упал на 4% и 8% соответственно по сравнению с прошлым годом. Американские импортеры снижают закупки → меньше контейнеров нужно в Северную Америку → больше свободных контейнеров на другие направления.
  • В сентябре китайские фабрики снизили темпы производства из-за дефицита электроэнергии. Во Вьетнаме и Малайзии заводы работали с ограничениями из-за карантина. Так снижение производительности азиатских заводов привело к уменьшению загрузки контейнеровозов. Меньше загрузки контейнеров на судна в конце сентября → меньше нагрузка на принимающие порты в октябре или ноябре, в зависимости от направления следования.

Это незначительные изменения, которые смогли стабилизировать рынок морского фрахта, но не существенно снизить его «перегрев». Причем в январе ставки скорее всего вырастут. И вот почему.

Импортеры традиционно начнут вывозить китайские товары в январе, чтобы успеть это сделать до длинных праздников в феврале. При этом важные проблемы не решили — американские порты все еще перегружены. Например, в начале ноября судно Hyundai Prestige простояло на якоре 34 дня в ожидании причала порта Лос-Анджелес. Плюсом сохраняются риски закрытия азиатских фабрик и портов на карантин.

Эксперимент по таможенному аудиту

Ноябрь 2021

🔎 Что это: таможня будет проводить эксперимент по внедрению таможенного аудита.

📅 Когда: с 8 ноября 2021 года по 30 апреля 2022 года.

👁 Кому: импортерам и экспортерам.

Таможенный аудит предложил ввести бизнес, который хочет добровольно проходить проверку как при публичной продаже акций. Аудит хотят использовать в системе управления рисками и в контроле после выпуска товаров.

За шесть месяцев эксперимента таможня определит критерии аудита — основные вопросы и содержание заключения. Итоги аудита будут применять для упрощения таможенного контроля. Таможня пока не раскрывает информацию, о каких именно упрощениях идет речь, и помечает их как «возможные».

📃 Введение эксперимента по внедрению таможенного аудита — приказ ФТС от 29.10.2021 № 960

Изменили код бюджетной классификации для уплаты авансовых платежей

Ноябрь 2021

🔎 Что это: компании будут указывать новые КБК для уплаты авансовых платежей.

📅 Когда: с 1 января 2022 года.

👁 Кому: импортерам и экспортерам.

Минфин утвердил новые коды бюджетной классификации. В частности изменил код авансовых платежей, который с августа текущего года компании используют для уплаты сразу нескольких видов таможенных платежей. Это таможенные пошлины, сборы, налоги, пени, проценты.

С 1 января 2022 года нужно указывать КБК 153 1 10 09000 01 1000 110 «Авансовые платежи в счет будущих таможенных и иных платежей (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)».

Полный список кодов, которые начнут действовать с января 2022 года:


КБК

Наименование КБК

153 1 10 09000 01 1000 110

Авансовые платежи в счет будущих таможенных и иных платежей (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

153 1 10 09000 01 5000 110

Авансовые платежи в счет будущих таможенных и иных платежей (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата)

153 1 10 10000 01 1000 110

Денежный залог в обеспечение уплаты таможенных и иных платежей (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

153 1 10 10000 01 5000 110

Денежный залог в обеспечение уплаты таможенных и иных платежей (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата)


Загруженность в дальневосточных портах

Октябрь 2021

🔎 Что это: дальневосточные порты загружены и это подтверждает таможенная статистика за 9 месяцев 2021 года.

👁 Кому: импортерам и экспортерам.

Заторы в портах Дальнего Востока могут продолжиться и в 2022 году. Так считает начальник Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Юрий Ладыгин. Все из-за непрерывного роста потока грузов в регион. Чтобы убедиться в этом, обратимся к цифрам.

По данным таможенного управления, за девять месяцев текущего года объем контейнерных перевозок к аналогичному периоду 2020 года существенно вырос. В порту Владивосток — на 39% (253,17 тыс. единиц), в порту Восточном — на 75% (132,16 тыс. единиц). Это при общем росте оборота контейнеров в российских морских портах всего на 7,1%.

Товарооборот в зоне деятельности ДВТУ вырос на значительные 44%. Оформлено 355 тысяч деклараций, что на 22% больше аналогичного периода прошлого года.

Загруженность порта Владивосток — таможенная статистика за 9 месяцев 2021 года — Авангард Директ
Значительный рост грузопотока в дальневосточные порты

Значительный прирост грузов в дальневосточные порты привел к заторам. В итоге Камчатка и Чукотка пожаловались, что задержки доставки грузов из порта Владивосток достигают 3 месяцев. Морские линии из-за перегруженности портов смещают график заходов — прочитать подробнее об это здесь.

Новая редакция ТН ВЭД

Октябрь 2021

🔎 Что это: Евразийская экономическая комиссия утвердила новую редакцию товарной номенклатуры.

📅 Когда: с 1 января 2022 года.

👁 Кому: импортерам и экспортерам.

С 1 января 2022 года начнет действовать новая редакция товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Что изменили?

Добавили актуальные товарные позиции. Например, смартфоны, беспилотные летательные аппараты, гибридные автомобили и электромобили, отходы и лом электрических изделий. Уточнили, что такое светодиоды и источники света LED, модули с плоской дисплейной панелью.

Почему приняли новую редакцию ТН ВЭД? Чтобы соответствовать актуальной международной базе кодирования товаров. 

Всемирная таможенная организация выпустила седьмое издание Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС). Организация внесла более 350 поправок из-за изменения мировой торговли. Издание ГС вступает в силу с 2022 года и является основой товарной номенклатуры Евразийского экономического союза.

Ставки ввозных таможенных пошлин в новой редакции сохранены на действующем уровне.

📃 Новая редакция ТН ВЭД и единого таможенного тарифа ЕАЭС — решение Совета ЕЭК от 14.09.2021 № 80

🌟 О других причинах смены кода ТН ВЭД — прочитать в статье «Почему код ТН ВЭД может измениться».

Морские линии смещают график захода судов в дальневосточные порты

Октябрь 2021

🔎 Что это: расписание приходов контейнеровозов в порты Дальнего Востока сильно сбилось из-за затора в Пусане и проблем самих дальневосточных портов.

👁 Кому: импортерам и экспортерам.

График судозаходов в дальневосточные порты заметно сбился из-за затора в южнокорейском порте Пусан и проблем самих дальневосточных портов. Это значит, что длительность перевозки грузов из Китая через Дальний Восток увеличилась. Как это произошло?

1. Затор в южнокорейском порте Пусан. Задержки в обработке грузов наблюдали с лета 2021 из-за тайфунов и неравномерной нагрузки портов мира. Но к концу сентября проблема усугубилась — в порту скопилось 35 000 контейнеров на отправку.

Линия MSC предупредила, что доставка контейнеров из Пусана во Владивосток и Восточный теперь занимает 40 дней. Maersk остановил на месяц прием заявок на перевозку импортных и экспортных контейнеров между портом Пусан и терминалом «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП). Здесь проблема не столько в доставке южнокорейских грузов, а в доставке китайских грузов. Потому что многие рейсы из Китая заходят в Пусан, прежде чем отправиться в российские порты Дальнего Востока.

🌟 О рисках захода в порт Пусан — писали в статье «Как привезти товары из Китая в 2021 году?».

2. Загруженность «Владивостокского морского торгового порта». Торговый порт отказал компании Maersk в расширении количества судозаходов. В сентябре вместо 4 рейсов выполнен только один, на октябрь подтвердили также 1 рейс. Линия Korea Marine Transport (KMTC) уведомила об отмене двух рейсов из-за отказа ВМТП в приеме более одного судна линии в неделю. Морские линии будут выгружать контейнеры в других дальневосточных терминалах, на договоренность с которыми уйдет время.

3. Операционные проблемы в порту Восточный. У терминала ВСК («Восточная стивидорная компания») проблемы с программным обеспечением — терминальную операционную систему запустили в середине сентября, она на стадии отладки. Поэтому линия CMA CGM остановила прием заявок на перевозку контейнеров в порт Восточный.

Китайские заводы снижают темпы производства из-за ограничений подачи электроэнергии

Сентябрь 2021

🔎 Что это: в Китае снижают потребление электроэнергии, чтобы сократить вредные выбросы фабрик в атмосферу.

👁 Кому: импортерам.

Правительство Китая ввело в 10 провинциях режим ограниченного потребления электроэнергии. Часть заводов сократили, другие временно остановили производство.

С чего все началось? Правительство Китая хочет сделать страну «углеродно нейтральной» к 2060 году — сократить вредные выбросы фабрик в атмосферу. Поэтому с июля 2021 года в Китае запустили программу, которая ограничивает потребление электроэнергии.

В сентябре ситуация ухудшилась из-за роста стоимости угля. К середине месяца кризис затронул не только заводы. На северо-востоке Китая ввели нормы потребления в час-пик — просят не пользоваться бойлерами и микроволновками. Торговые центры закрываются раньше.

Какие последствия для фабрик? Пострадали промышленные провинции — Цзянсу, Гуандун и Чжэцзян. Здесь производят стальную продукцию, пластмассы, бытовую технику, химикаты и текстиль. В провинциях находятся крупные порты Китая: Нинбо, Гуанчжоу, Наньша, Яньтянь и Шекоу.

В Чжэцзяне принудительно остановили работу 160 энергоемких компаний текстильной, красильной и химической промышленности. В провинции Цзянсу более 1000 фабрикам власти предписали работать по схеме «два через два», а ещё 143 предприятия остановили полностью. В провинции Юньнань отменили скидки на электроэнергию для алюминиевых заводов. Уже 26 сентября заводы, которые поставляют комплектующие для компаний Apple и Tesla, заявили об остановке производства.

Ограничения мощности повлияли на сельское хозяйство — закрыли несколько заводов в Цзянсу и северном портовом городе Тяньцзинь. Там измельчают соевые бобы в масла, которые используют для изготовления соусов, маргарина, а также в производстве кормов для животных.

По оценке банка Goldman Sachs, нехватка электричества коснулась 44% промышленной деятельности Китая. Из-за этого инвестиционный банк снизил прогноз по экономическому росту Китая. Теперь он ожидает рост в 7,2% вместо 8,2%.

Изменили порядок отбора проб и образцов

Сентябрь 2021

🔎 Что это: таможня изменила порядок отбора проб и образцов для проведения экспертизы.

📅 Когда: с 27 сентября 2021 года.

👁 Кому: импортерам и экспортерам.

Когда таможня проверяет правильность классификации товара, то может назначить экспертизу. Для проведения которой отбирает пробы и образцы товара. Порядок отбора, который действовал с 2015 года, изменили.

С 27 сентября таможня будет проводить отбор по новому порядку. Что изменили в отборе проб и образцов?

1. Сократили время на отбор проб после уведомления декларанта

Было до 5 дней

Стало до 3 дней

2. Увеличили время на доставку проб после отбора

Было до 3 дней

Стало до 5 дней

3. Значительно расширили таблицу с минимальным количеством (объёмом) проб

Было 48 пунктов

Стало 97 пунктов. Например, уточнили сколько нужно отбирать пар обуви и сколько штук игрушек.

📃Новый порядок отбора проб и образцов — приказ ФТС от 07.05.21 №384

Таиланд и Камбоджа намерены создать зону свободной торговли с ЕАЭС

Сентябрь 2021

🔎 Что это: две страны Юго-Восточной Азии намерены создать зону свободной торговли с ЕАЭС.

👁 Кому: импортерам и экспортерам.

Премьер-министр Таиланда заявил о намерении создать зону свободной торговли с ЕАЭС во время выступления на Восточном экономическом форуме 3 сентября. Таиланд видит в ЕАЭС большой потенциал как рынка в Евразийском регионе, а также перспективность Дальнего Востока как связующего звена между Россией и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Камбоджа и ЕАЭС продвинулись дальше — подписали 8 сентября совместное заявление о расширении сотрудничества. Документ затронул вопросы торговли и инвестиций, таможенного сотрудничества, интеллектуальной собственности, инновационной деятельности, телекоммуникаций, промышленности, технического регулирования. Это начало к созданию зоны свободной торговли.

Маркировку велосипедов перенесли на 2022 год

Сентябрь 2021

🔎 Что это: велосипеды и велосипедные рамы должны были включить в систему Честный ЗНАК с 1 сентября 2021 года.

👁 Кому: импортерам.

В сентябре 2019 года запустили пилотный проект по маркировке и прослеживанию велосипедов и велосипедных рам. Эксперимент завершили 31 мая 2020 года.

С 1 сентября 2021 года должны были запустить обязательную маркировку велосипедов. Запуск — начало регистрации участников велооборота в системе Честный ЗНАК.

Что хотят маркировать?

  • 8711 Велосипеды с установленным вспомогательным двигателем, с колясками или без них;
  • 8712 00 Велосипеды двухколесные и прочие велосипеды (включая трехколесные велосипеды для доставки грузов) без двигателя;
  • 8714 91 100 Рамы велосипедов;
  • 9503 00 100 9 Трехколесные велосипеды.

Однако постановление правительства, в котором прописаны конкретные правила маркировки велосипедов и велосипедных рам, не подписали. Минпромторг перенес сроки запуска.

Маркировку велосипедов будут поэтапно вводить в 2022 году. Первый этап начнется с 1 марта.