Новости

На аккумуляторы и сладости повысили импортную пошлину

Июль 2024

🔎 Кратко: теперь импортеры будут уплачивать повышенную ставку пошлины на сладости и аккумуляторы из «недружественных» стран.

📅 Когда: с 27 июля 2024 года.

👁 Кому: импортерам.

Правительство ввело ответные меры против «недружественных» стран  в декабре 2022 года. И значительно повысило ставки ввозных пошлин на ряд товаров. Сначала в списке были бытовая химия и оружие, затем добавили вино и фанеру. В апреле этого года список расширили косметикой, духами, верхней одеждой и другими товарами. В июне список снова обновили, и вот как.

🛒 Новые товары в списке с повышенной ставкой ввозной пошлины:

• конфеты из товарной группы 1704; 

• печенье и вафли — 1905;

• свинцовые аккумуляторы — 8507.

Мера действует на товары из ЕС, Норвегии, Великобритании, Южной Кореи и других «недружественных» стран. 

Есть нюанс: эта мера коснется товаров из всех стран, а не только из «недружественных». Все из-за изменений в порядке подтверждения происхождения товаров.

Если ваш товар аналогичен тем, что в списке товаров с повышенной ставкой пошлины, то придется предоставить сертификат происхождения вместо декларации. Без сертификата происхождения даже на китайские аккумуляторы таможня назначит 35% пошлину вместо 3%. Подробнее о правилах подтверждениях происхождения товаров можно прочитать в отдельной статье →

📑 Повышенные ставки пошлины на сладости и аккумуляторы из «недружественных» стран — постановление Правительства от 19.07.2024 № 984

Вступит в силу 27 июля.

Китай ограничил поставки товаров двойного назначения в Россию

Июль 2024

🔎 Кратко: теперь на вывоз ряда импортных товаров нужно получать лицензию у властей Китая.

📅 Когда: с 1 июля 2024 года.

👁 Кому: импортерам.

С 1 июля 2024 года Китай ввел контроль товаров двойного назначения, которые вывозятся в Россию. Теперь, чтобы импортировать товары, нужно получить лицензию Министерства коммерции КНР. Без документа китайская таможня откажет в выпуске груза. 

Какие товары попали под ограничения↓

  • товары для авиационной и аэрокосмической отрасли: инструменты, пресс-формы, детали, программные средства, двигатели;
  • товары для газотурбинных установок: двигатели, литейное оборудование, сердечники и формы, приспособления для соединений пластин из жаропрочных сплавов, программное обеспечение и технологии;
  • товары для изготовления шлема скафандра: пресс-формы, программное обеспечение и технологии;
  • сверхвысокомолекулярный полиэтилен и гибкое полотно из него, технологии для производства этих материалов. 

📝 Введение властями Китая мер экспортного контроля — письмо Минфина РФ от 16.06.2024 № 61328/03

Импортные грузы стали задерживаться в пути из-за овербукинга

Июнь 2024

🔎 Что: отложенный спрос на доставку грузов из Китая и привел к дефициту свободных мест на контейнеровозах.

👁 Кому: импортерам и экспортерам.

В мае стоимость перевозки контейнеров из Китая начала расти. Тогда явной причиной стала нехватка контейнеров под погрузку. Причины разбирали здесь.

Но с июня импортеры столкнулись с новой проблемой — овербукингом. Линии принимают заявки на букинг, а после долгого ожидания заявку отменяют или переносят на следующий рейс. Все из-за дефицита мест на судне.

В итоге ситуация с доставкой импортных грузов из Азии выглядит сейчас так:

  • стоимость доставки растет;
  • время ожидания отправки груза из Азии увеличилось из-за дефицита свободных мест на контейнеровозах;
  • порты Дальнего Востока загружены. Контейнеры стали размещать даже под Золотым мостом. Это может привести к задержкам дальнейшей отправки грузов по ж/д. 

Сезон высокой загруженности еще не наступил, а уже есть нехватка контейнеровозов, рост стоимости перевозки и долгое ожидание в пути. Почему так случилось?

Некоторые считают, что овербукинг появился из-за отложенного спроса на доставку. Это связано со сложностями отправки валюты в Китай, которые начались в конце февраля. Те, кто нашли способ отправки валюты, оплатили заказы и разместили первые букинги на доставку в мае. К началу июня желающих отправить контейнеры морем и ж/д стало больше. Спрос на доставку резко вырос, а рейсов для вывоза всех заказов не хватило. Но точная причина возникновения овербукинга пока не ясна.

📌 Если вам нужна консультация по решению логистических проблем, поиску альтернативных маршрутов → присылайте заявку

Увеличили ставку НДС по перевозке международных грузов по России

Июнь 2024

🔎 Кратко: ставку НДС подняли с 0 до 20% на услуги перевозки международных грузов по России.

📅 Когда: с 1 июля 2024 года.

👁 Кому: импортерам и экспортерам.

Ставка НДС вырастет с 0 до 20% на услуги перевозки международных грузов по России уже через пару недель — с 1 июля 2024 года. Ранее, например, доставлять импортные грузы из российского морского порта до склада компании можно было по нулевой ставке налога.

Ставку НДС в 20% начнут выставлять в счетах как перевозчики, так и экспедиторы. Исключение — компании на упрощенной системе налогообложения. 

Как это коснется импортеров? Может вырасти стоимость услуг по перевозке грузов внутри страны. Речь о вывозе контейнеров фурами из морских портов, складов временного хранения, аэропортов и ж/д перевозке контейнеров по территории России.

📑 Увеличение ставки НДС для перевозчиков и экспедиторов международных грузов по России — ФЗ от 22.04.2024 № 92-ФЗ

04.07.2024 Минфин опубликовал два разъяснения к новым правилам налогообложения международных перевозок.

Минфин считает, что на услуги перевозки международных грузов по ж/д внутри России должна применяться ставка НДС 0%. Это касается и вывоза грузов из морских портов, и прямого ж/д.

Однако в конце письма есть пометка, что данный ответ носит «разъяснительный характер» и «не является нормативным правовым актом».

📝 Применение ставки НДС 0% к перевозкам по ж/д — письмо Минфина от 25.06.2024 № 03-07-08/59144

Во втором письме Минфин сообщил, что ставку НДС 0% можно применять в мультимодальных перевозках международных грузов, если перевозчик или экспедитор:

  • осуществляют перевозку, в которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории России;
  • указан в транспортных, товаросопроводительных и иных документах, подтверждающих вывоз/ввоз товаров за пределами территории России. 

Но письмо Минфина носит информационный характер и «не является нормативным правовым актом».

📝 Применение ставки НДС 0% к международным перевозкам — письмо Минфина от 25.06.2024 № 03-07-08/59144

Импортеры с сентября будут уплачивать экосбор до подачи таможенной декларации

Июнь 2024

🔎 Кратко: официально запускают эксперимент по новой схеме уплаты экосбора для импортеров, участие в котором обязательно для всех, чьи товары в перечне постановления.

📅 Когда: с 1 сентября 2024 года.

👁 Кому: импортерам.

Опубликовали постановление, которое вводит эксперимент по отработке новой схемы уплаты экосбора. Старый порядок предполагал уплату сбора раз в год — в апреле. Новый — каждый раз перед подачей таможенной декларации. Но эксперимент затронет только часть импортных товаров и упаковок.

Экологический сбор — неналоговый платеж за утилизацию упаковки и товаров после потери потребительских свойств, который платит бизнес в рамках механизма расширенной ответственности производителя. Экосбор нужен, чтобы снижать количество отходов и вредное воздействие на окружающую среду.

Законопроект о тестировании новой схемы уплаты экосбора опубликовали еще в конце декабря прошлого года, мы разбирали это в отдельном материале. Тогда планировали вводить новую схему уплаты с июня этого года, а в товарах были только покрышки и шины.

Официально новую схему уплаты запустят уже через три месяца — с 1 сентября этого года. Этот тестовый период продлится год — до 1 сентября 2025 года. Участие для всех импортеров обязательное, в отличие от экспериментов с маркировкой. И вот как он будет проходить.

Как будет проходить уплата экосбора

1 шаг → Импортеры до подачи таможенной декларации должны через личный кабинет Росприроднадзора:

2 шаг → Таможня передает в течение суток после «поступления декларации» информацию о ввезенных товарах и упаковке в Росприроднадзор.

📌 Важно заметить, что таможня будет регистрировать декларации и выпускать грузы, даже если нет информации о сдаче отчетности и уплате экосбора.

3 шаг → Росприроднадзор проверяет отчетность от импортера в течение 15 рабочих дней. Может направить обратно импортеру на проработку недочетов.

Какие товары и упаковка попали под эксперимент

🛒 Под новую схему уплаты экосбора попали:

  • мужские костюмы, пиджаки и прочая одежда — код 6103 49 000 1;
  • шины и покрышки из товарной позиции 8450;
  • стиральные машины из товарной позиции 4011;
  • аккумуляторы из субпозиции 8507 10 и 8507 20.

Упаковка:

  • полимерные листы, пленка, плиты — код 3920 20 210 9;
  • алюминиевые бочки, банки — код 7612 90 800 1;
  • бумага, картон — код 4811 51 000 9.

📌 Но есть нюанс: если товар не входит в перечень, а упаковка входит, то под эксперимент такая импортная поставка не попадает. Плюсом новая схема уплаты не действует на товары, которые ввезли из стран ЕАЭС.

📄 Уплата экосбора до подачи декларации с 1 сентября 2024 года на ряд товаров и упаковки — постановление Правительства от 01.06.2024 № 750

Дефицит контейнеров в Китае

Май 2024

🔎 Что: порожние контейнеры скапливаются на терминалах хранения в России из-за сложности их возврата в Китай по ж/д.

👁 Кому: импортерам и экспортерам.

Стоимость за перевозку контейнеров из Китая медленно растет. Все из-за дефицита порожних контейнеров под погрузку в Китае.

В чем причины дефицита? — С начала 2024 года РЖД сократили контейнерные отправки в дальневосточном направлении. Это привело к трудностям возврата контейнеров в Китай.

📌Последствия дефицита контейнеров:

  • Рост стоимости перевозки грузов из Китая.
  • Очередь на экспортные отправки.
  • Вместе с контейнерами уменьшился оборот фитинговых платформ на Дальний Восток. Поэтому расширили практику вывоза контейнеров из портов Дальнего Востока в полувагонах. Так, в мае установили суточной рекорд отправки — 886 полувагонов с контейнерами. А на ж/д погранпереходах участились простои.

📌Ситуация развивалась так. В январе РЖД начали ограничивать движение контейнерных поездов в дальневосточном направлении, чтобы обеспечить проход экспортных отправок угля по ж/д. Из-за этого к концу февраля экспортерам стало труднее вывозить грузы.

К началу апреля ситуация коснулась импортеров. Стало сложнее найти свободное место для сдачи порожнего контейнера в Московской области и Санкт-Петербурге. Экспортеры встали в длинные очереди на отправку контейнеров по морю через Новороссийск и Санкт-Петербург. Однако эти логистические пути не могут справиться со всем российским экспортом. Причина в разнице веса импортных и экспортных поставок. Например, импортируют товары для дома, оборудование и запчасти, средний вес таких грузов в контейнере 14-18 тонн. А на экспорт отправляют тяжелую муку, горох, обработанную древесину, средний вес груза в контейнере доходит до 25-30 тонн.

Одновременно ситуацию усугубляет кризис в Красном море. Грузы из Китая в Европу начали возить вокруг Африки через мыс Доброй Надежды. Это увеличило дальность плавания и срок возврата порожних контейнеров.

Упростили подтверждение преференций на товары из Египта, Пакистана, Кубы и других развивающихся стран

Май 2024

🔎 Кратко: теперь всегда можно предоставлять копии сертификата формы «А» и не выполнять правило непосредственной закупки.

👁 Кому: импортерам.

ЕЭК изменил правила подтверждения происхождения товаров из 29 развивающихся и 48 наименее развитых стран. На товары из этих стран действуют сниженная и нулевая ставки ввозной таможенной пошлины. Подробнее о системе тарифных преференций можно посмотреть в нашем отдельном разборе с картами и сканами документов →  

📌Что изменили:

1. Сертификат формы «А» можно предоставлять в виде копии. Ранее эту меру вводили как временную, а теперь зафиксировали как постоянную.

2. Убрали правило непосредственной закупки. Также как и копии сертификатов, эту меру вводили временно. Скоро это правило исчезнет из документа. Напомним, что до марта 2022 года нужно было закупать товар только у компании, которая зарегистрирована в развивающейся или наименее развитой стране. 

Документ еще не опубликован. 

Также нет информации, останется ли правило прямой поставки. По которому товар необходимо транспортировать напрямую в Россию без перегрузки в других странах. 

Правило прямой поставки можно нарушить, если есть доказательства, что транспортировка товара через другие страны была без вскрытия. Для этого можно предоставить гарантийное письмо от перевозчика, товаросопроводительные документы с отметками таможенных органов. Однако не все контрагенты из стран-посредников предоставляют эти документы.

31.05.2024 Подтверждение происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран с помощью копии сертификата формы «А» — решение Совета ЕЭК от 14.05.2024 № 49

Вступит в силу 29.07.2024

Расширили список товаров из недружественных стран с повышенной ввозной ставкой пошлины

Апрель 2024

🔎 Кратко: теперь импортеры будут уплачивать повышенную ставку пошлины на пиво, косметику, верхнюю одежду, обои и другие товары из «недружественных» стран.

📅 Когда: с 27 апреля 2024 года.

👁 Кому: импортерам.

Правительство ввело повышенные ввозные пошлины на товары из «недружественных» стран в декабре 2022 года. Тогда в список попали бытовая химия, косметика и оружие. Летом прошлого года список пополнили глицерином, винами, фанерой и строительными деталями из полиуретана. В апреле этого года список снова расширили.

🛒 Товары, которые добавили в список с повышенной ставкой ввозной пошлины:

  • шоколад из товарной группы 1806;
  • пиво — 2203;
  • духи и туалетная вода — 3303;
  • косметика декоративная — 3304;
  • пальто, плащи, куртки — 6201;
  • застежки-молнии — 9607;
  • обои из бумаги — 4814.

На обои, застежки, пальто и шоколад пошлина вырастет до 50%, на остальные товары — до 30%. Мера действует на товары из ЕС, Норвегии, Великобритании, Южной Кореи и других «недружественных» стран. Однако это коснется товаров из остальных стран тоже, и вот как.

📌Важно помнить, если вы импортируете данные товары из других стран, отличных от списка «недружественных», то нужно правильно подтвердить страну-изготовителя. Для этого нужен сертификат о происхождении. Если подать таможенную декларацию без сертификата, то придется уплатить повышенную ставку. Например, за поставку мужских курток из Китая придется уплатить ставку 50% вместо 10%, если нет сертификата о происхождении.

Другими словами, расширили список товаров, на которые нужен сертификат происхождения. Иначе придется уплатить повышенную пошлину. Подробнее о правилах подтверждениях происхождения товаров можно прочитать в отдельном материале →.

📑 Расширение списка товаров с повышенной пошлиной из «недружественных» стран — постановление Правительства от 17.04.2024 № 500

Три альтернативных способа взаиморасчетов с китайскими поставщиками

Апрель 2024

🔎 Кратко: правительство предлагает использовать криптовалюту, бартер и наличные денежные средства для оплаты китайским поставщикам.

👁 Кому: импортерам и экспортерам.

С конца февраля импортерам стало труднее расплачиваться с китайскими контрагентами. Все из-за новых санкций США, по которым ограничивают работу не только российским, но и на иностранным банкам, если они причастны к сделкам с поставками для российского оборонно-промышленного комплекса.

Чтобы не попасть под санкции США, китайские банки стали тщательней проверять денежные трансакции из России. Проверяют отправителя, товар и его назначение, а также российский банк. Причем проверку проходят все переводы: в долларах, юанях и рублях.

Правительство РФ разработало несколько альтернативных способов взаиморасчетов, дополнив и разъяснив их принцип действия. Это взаиморасчеты без банковских переводов: бартер, криптовалюта и наличные расчеты. Ниже подробнее о каждом способе.

1. Бартерные сделки

Осенью прошлого года таможня призвала активнее пользоваться бартером. В январе этого года Минэк сделал инструкцию по проведению внешнеторговых бартерных сделок. А в феврале таможня провела вебинар. Материалов и инструкций достаточно, но ни один из них не отвечает на вопрос, кому из китайских контрагентов нужны бартерные сделки?

📑 Инструкция по проведению бартера — материал Минэкономразвития

2. Криптовалюта

В начале марта разрешили использовать цифровые финансовые активы (ЦФА) в международных расчетах. Правительство считает, что это может стать «безопасной альтернативой, гарантирующей бесперебойную оплату при импорте и экспорте». Однако не каждая криптовалюта является ЦФА. По закону ЦФА выпускают только операторы, которые официально приняты в реестр Банка России. Поэтому бизнес только присматривается к такому способу расчета. На начало апреля в ЦБ пришло всего 3 заявки на тестирование ЦФА в международных расчетах.

📄 Возможность использования ЦФА в международных расчетах — федеральный закон от 11.03.2024 № 45-ФЗ

3. Наличные денежные средства

ЦБ обновил правила валютного контроля с 1 апреля этого года. Теперь есть детальный порядок предоставления документов по международным сделкам, в которых расчеты ведут наличными средствами.

📄 Уточнение правил предоставления документов по расчетам с нерезидентами наличными средствами — указание Банка России от 09.01.2024 № 6663-У

Радиаторы и конвекторы начнут маркировать Честным ЗНАКом в тестовом режиме

Март 2024

🔎 Что: отопительный приборы внесли в систему Честный ЗНАК в экспериментальном режиме.

👁 Кому: импортерам.

🤔 Зачем: подготовиться — решить, как и где маркировать товар.

Минпромторг предложил включить радиаторы и конвекторы в систему Честный ЗНАК в конце декабря прошлого года. И спустя три месяца официально запустил эксперимент по маркировке.

🕒 Эксперимент проведут с 1 апреля 2024 года по 28 февраля 2025 года. Затем маркировка станет обязательной.

🛒 Под эксперимент попали:

  • радиаторы из товарной позиции 7322, 7616;
  • конвекторы отопительные — 7322, 7419, 7616.

📄 Эксперимент по маркировке Честным ЗНАКом отопительных приборов — постановление Правительства от от 26.03.2024 № 373