Новости

Координаты места производства для контроля за импортом

Июнь 2021

Минэкономразвития вводит идентификатор места импортного производства. Это позволит государству получать новые цифровые данные об импортном товаре и проверять достоверность проведения оценки соответствия товара техническим регламентам.

Министерство поменяло порядок регистрации деклараций соответствия в январе 2021 года. Тогда изменили форму заявления и ввели поля для международных кодов. Это поля для глобального номера местонахождения GLN и глобального номера товарной позиции GTIN. Оба кода выдает международная некоммерческая организация GS1, участие в которой нужно оплачивать членскими взносами.

Бизнес-сообщества не согласились с новой денежной нагрузкой. Поэтому министерство разрешило до 1 июля не вносить данные о GLN и GTIN.

Чтобы разрешить ситуацию по-новому, министерство разместило проект постановления. И вот что в нем описано.

Минэкономразвития вводит систему идентификации места производства импортных товаров.

Почему это важно? Правительству нужно знать точные данные о местонахождении импортного производства. Чтобы убедиться, что иностранное предприятие было проинспектировано.

Письменный адрес неэффективен как идентификатор. Заявители пишут адрес по-разному и с ошибками. Поэтому импортеры будут указывать идентификатор места производства любым из трех способов:

  • глобальный номер местонахождения GLN;
  • географические координаты Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС);
  • другой идентификатор, если он позволит определить место автоматически.

Кого это коснется? Идентификаторы места производства будут предоставлять импортеры товаров, на которые необходимо оформлять сертификат и декларацию соответствия. По данным Минэкономразвития декларируются и сертифицируются 50% импортных товаров.

Система идентификации места производства касается новых сертификатов и деклараций. В ранее зарегистрированные документы ничего вносить не нужно.

Когда вступит в силу? Проект переходит на последний этап 21 июня — это утверждение Правительством. Система идентификации места производства заработает с 1 сентября 2021 года. Это продлевает разрешение не вносить данные о GLN и GTIN еще на 2 месяца. По проекту код GTIN заявитель будет указывать по своему желанию.

📃Идентификатор места производства для импортных товаров — проект постановления Правительства 02/07/02-21/00113327

Сыры и мороженое теперь в системе Честный ЗНАК

Июнь 2021

С 1 июня началась обязательная маркировка мороженого и сыра. Импортеры и отечественные производители обязаны нанести средства идентификации на товар и зарегистрироваться в системе Честный ЗНАК.

Правительство запустило систему Честный ЗНАК в 2019 году. Маркировка позволяет государству проследить, когда товар был импортирован или произведен, перепродан и реализован конечному потребителю. Маркировка создана, чтобы бороться с нелегальными товарами. В 2019 году в единую систему включили маркировку изделий из меха. За 2020 год маркировка стала обязательна для табака, обуви, духов и туалетной воды, фотоаппаратов и ламп-вспышек, шин и лекарств. В январе 2021 года началась маркировка товаров легкой промышленности. С 1 июня 2021 года по 1 декабря 2023 года поэтапно вводится маркировка молочной продукции.

Какие товары подлежат обязательной маркировке с 1 июня 2021 года?

  • код ТН ВЭД 0406 — сыры;
  • код ТН ВЭД 2105 00 — мороженое и прочие виды пищевого льда.

Что нужно сделать для ввоза товара в Россию? Импортеры должны зарегистрироваться в системе Честный ЗНАК. Вступить в Ассоциацию автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» для получения первых 14 символов маркировки — номера в международной базе товаров (GTIN). Затем заполнить заявку на получение кодов идентификации и оплатить их получение. Один код стоит 50 копеек. Получить коды идентификации на товар и нанести маркировку до подачи декларации на выпуск для внутреннего потребления. Потому что коды идентификации вносятся в таможенную декларацию.

Остатки сыров и мороженого, которые ввезены до 1 июня, маркировать не нужно.

Запрет на ввоз сыров и мороженого без маркировки вступает с 1 июня. Таможня автоматически сверит коды идентификации в декларации с системой Честный ЗНАК. Проверяйте все коды перед таможенным контролем. Любая ошибка в цифре привлечет внимание инспектора.

За ввоз мороженого и сыров без маркировки импортер несет ответственность по ст. 15.12 КоАП  и ст. ч. 1 ст. 171.1 УК. Административное наказание — штраф и конфискация товаров. Если стоимость товаров без маркировки превысит 400 тысяч рублей, то виновному грозит лишение свободы до 6 лет со штрафом до 1 млн. рублей.

📃Введение обязательной маркировки молочной продукции — постановление Правительства от 15.12.2020 № 2099 

Обновление информации на 08.06.2021:

Минпромторг внес изменения в постановление о маркировке молочной продукции. Из кода 2105 00 исключили пищевой лёд и десерты без молочных жиров и белка. Маркировать эти товары не нужно.

📃 Постановление Правительства от 31.05.2021 №843

Пожар на фидерном контейнеровозе

Май 2021

На фидерном контейнеровозе «X-Press Pearl» вспыхнул пожар и уничтожил судно с грузом. Причина — плохо упакованный опасный груз. Ниже о том, как это произошло и какой груз становится причиной пожаров.

Контейнеровоз «X-Press Pearl» работал по маршруту Сингапур-Ближний Восток. Компания «X-Press Feeders» ввела в эксплуатацию новое судно в феврале 2021 года. В мае контейнеровоз перевозил 1 486 контейнеров, среди которых было 25 тонн азотной кислоты. Плохо упакованная кислота стала причиной пожара.

Экипаж заметил протечку опасной кислоты на палубу. Капитан судна связался с портами в Индии и Катаре, чтобы выгрузить проблемные контейнеры. Но получил отказ. Тогда судно направилось по своему пути следования.

Судно встало на якорь в ожидании причала недалеко от порта Коломбо в Шри-Ланке. 19 мая вспыхнул пожар.

Военные силы Шри-Ланки эвакуировали экипаж и пытались потушить пожар. Но 25 мая на судне прогремел взрыв. «X-Press Pearl» не подлежит восстановлению. Военные отводят судно дальше от береговой линии, чтобы уменьшить загрязнение морской среды.

Три главных причины пожаров на контейнеровозах: самонагревающийся древесный уголь, химические вещества и аккумуляторы. Данные морской страховой компании «Gard». Если эти грузы перевозить неправильно или плохо упакованными, то это приведет к пожару.

Если вы закупаете или продаете опасные вещества, отнеситесь к упаковке более требовательно.

Изменились условия повторного контроля таможенной стоимости

Апрель 2021

Теперь не нужно оформлять все поставки товара в одном таможенном органе после прохождения контроля таможенной стоимости.

Когда таможня видит признаки недостоверного определения таможенной стоимости, то проводит углубленный контроль. Запрашивает дополнительные сведения и документы. Если проверка подтверждает достоверность заявленной стоимости товара, то таможня не применяет повторный контроль к последующим партиям.

Раньше, чтобы таможня не контролировала повторно, нужно было выполнить одновременно несколько условий:

  • первый контроль таможенной стоимости закончен, у импортера есть выпущенная декларация;
  • товары идентичные;
  • товары ввозятся в рамках одного контракта без изменений условий сделки;
  • таможенная стоимость определяется по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1);
  • подавать декларации нужно в том регионе деятельности таможни, где была выпущена декларация с пройденным контролем таможенной стоимости.

Теперь последнее условие не действует. Поэтому не нужно оформлять все поставки товара в одном таможенном органе.

Например, импортер прошел проверку таможенной стоимости в Балтийской таможне. Дальше ввозит товары через Владивосток и прикладывает в качестве доказательства декларацию с Балтийской таможни. Доказательство в одной таможне действует везде.

📃Изменение порядка повторного контроля таможенной стоимости — решение Коллегии ЕЭК от 06.04.2021 №41

ЕАЭС отменил тарифные преференции для 76 стран

Март 2021

К осени 2021 года тарифные преференции для 76 стран перестанут действовать. Это означает, что импортеры не смогут воспользоваться правом снижения ставки таможенной пошлины на 25% на товары из развивающихся стран. Для снижения ставки импортеры передавали таможне оригинал сертификата формы «А», который получали почтой от иностранного поставщика. Теперь сертификаты не понадобятся на товары из Китая, Индии, Южной Кореи, Бразилии, Уругвая, Турции, Хорватии и еще из 69 стран.

ЕАЭС пересмотрел список стран с преференциями. На начало марта в списке числилось 153 страны. Союз сократил список в 2 раза: исключил 1 страну из наименее развитых и 75 стран из списка развивающихся. Почему тарифные преференции для 76 стран отменили?

Список стран утвердили в 2009 году и не вносили кардинальных изменений. Задача преференции — помогать развивающимся странам. За 12 лет экономическое состояние стран из списка изменилось. ЕАЭС использовал данные Всемирного банка о доходе на душу населения для актуализации списка. Так 76 стран выбыли из списка стран, потому что их доход на душу населения вырос. Теперь 76 стран не получают экономическую помощь Союза в виде тарифных преференций.

Решение об изменении списка стран с преференциями вступит в силу через 6 месяцев после официальной публикации. ЕАЭС дал полгода на адаптацию бизнеса к новым условиям.

Обновление информации на 12.04.2021:

Совет ЕЭК опубликовал решение 12 апреля. Таможенные преференции для 76 стран перестанут действовать с октября 2021 года.

📃Отмена тарифных преференций для 76 стран — решение Совета ЕЭК от 05.03.2021 №17

Затор в Суэцком канале

Март 2021

Контейнеровоз Эвер Гивен (Ever Given) сел на мель в Суэцком канале 23 марта. Сильный ветер развернул судно поперек канала. Нос и корма контейнеровоза врезались в берега. Это произошло в южной части канала, где нет параллельных путей для обхода застрявшего контейнеровоза. Поэтому Суэцкий канал был блокирован на движение в обе стороны. Команде спасателей удалось снять с мели Эвер Гивен утром 29 марта.

В Суэцком канале скопилось много судов. На 29 марта очередь составляла 369 морских транспортных средств. После запуска движения судна прибудут в европейские порты с опозданием.

Морские линии отправили часть контейнеровозов по альтернативному пути вокруг Африки — через мыс Доброй Надежды. 

🌟 Как затор в Суэцком канале повлияет на перевозки грузовстатья в блоге.

ФТС запустила диспетчеризацию деклараций на товары

Февраль 2021

До февраля участники ВЭД выбирали таможенный орган для прохождения контроля. Выбирали с учетом быстроты обработки груза. Важны были время бесплатного хранения и стоимость услуг СВХ. Что изменилось?

С 1 февраля ФТС запустила диспетчеризацию. Это автоматическое распределение деклараций. Теперь данные обрабатывает алгоритм. Он выбирает центр электронного декларирования и отправляет туда декларацию. Желание декларанта не учитывается.

🌟 Как работает алгоритм диспетчеризации — статья в блоге.

Товары легкой промышленности теперь в системе «Честный знак»

Январь 2021

Правительство РФ ввело обязательную маркировку товаров легкой промышленности с 1 января 2021 года. Наносить маркировку необходимо на верхнюю одежду для взрослых и детей, трикотажные блузы, постельное белье, полотенца и скатерти. Это уже восьмая категория товаров, которая попадает под запрет продажи без маркировки.

Введение обязательной маркировки накладывает на импортера затраты на поиск решений по внедрению маркировки.

🌟 Какие товары нужно маркировать, как и где наносить код Data Matrix — статья в блоге.

Импортеры будут регистрировать декларации соответствия самостоятельно

Декабрь 2020

Минэкономразвития с 1 января 2021 года лишает права органов по сертификации регистрировать декларации соответствия. Импортеры самостоятельно будут работать в личном кабинете Росаккредитации: заполнять заявление, прикреплять сканы документов, использовать свою ЭЦП, оплачивать госуслугу, вносить изменения и архивировать декларации. 

Исключение составили технические регламенты Таможенного союза 001, 002, 003 (железнодорожные) и 006 (пиротехника). По четырем техрегламентам декларации соответствия должен регистрировать аккредитованный орган по сертификации.

Самостоятельная регистрация деклараций не единственное изменение — министерство расширило пакет документов и поля формы заявления.

Минэкономразвития расширило форму заявления импортера. Добавило уникальный номер предприятия GLN и глобальный номер товарной позиции GTIN. Оба кода выдает международная некоммерческая организация GS1. Сейчас в заявлении на декларацию есть поле для кода GTIN, но оно не обязательно к заполнению. Будут ли в новых формах поля для кодов GLN и GTIN обязательны, пока не известно.

С 1 августа 2021 года к заявлению нужно будет прикреплять договор с организацией, которая провела испытание образцов.

Все введенные данные и копии документов будут проходить форматно-логический и структурный контроль. Так, в автоматическом режиме программа проверит, действует ли указанная вами испытательная лаборатория. Контроль и регистрация займет не больше 3-х рабочих дней.

Осталось неизменно: ответственность на заявителе, правила отбора и ввоза образцов, процедура испытаний.  

📃Новый порядок регистрации деклараций соответствия — приказ Минэкономразвития от 31.07.2020 №478

📹Как сейчас работает личный кабинет на сайте Росаккредитации — видеоинструкция 

Таможня меняет счет для уплаты таможенных платежей

Декабрь 2020

С 1 января 2021 года таможня будет принимать платежи на новый единый казначейский счет. Поэтому реквизиты для заполнения платежных поручений изменятся:

📌Наименование банка получателя средств

Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва

📌БИК банка получателя средств

024501901

📌Номер счета банка получателя средств (в составе единого казначейского счета)

40102810045370000002

📌Номер счета получателя средств (номер казначейского счета)

03100643000000019502

В первые дни января СЗТУ рекомендует вносить авансовые платежи и ввозные таможенные пошлины на  счет, действующий в текущем финансовом году.

📃О новом казначейском счете — федеральный закон от 27.12.2019 № 479-ФЗ