Как работать импортерам с Честным ЗНАКом

Зарегистрироваться в системе Честный ЗНАК, оплатить услуги и получить коды. И главное — нанести маркировку строго до подачи декларации на выпуск товара.

29 мая 2020

Статья обновлена 23 апреля 2024 года

В статье рассказываем, где и как промаркировать товар Честным ЗНАКом. Чтобы пройти таможенный контроль без досмотров и штрафов. Начнем с постоянно обновляющейся информации про товары, которые нужно маркировать и которые только планируют внести в систему Честный ЗНАК.


Содержание

1. Какие импортные товары нужно маркировать Честным ЗНАКом

2. Что такое код маркировки

3. Как начать маркировку импортных товаров

4. Где нанести маркировку на импортный товар

На производстве за границей

На консолидированном складе третьей страны

На таможенном складе

4. Как изменятся бизнес-процессы компании


Какие импортные товары нужно маркировать Честным ЗНАКом

В 2016 году внедрили маркировку шуб для снижения доли нелегальных товаров. В 2019 добавили табачные изделия, некоторые виды одежды и обувь, шины, парфюмерию и фотокамеры. К 2023 году система Честный ЗНАК охватила уже 17 товарных групп.

Список товаров с обязательной и тестовой маркировкой резко увеличился с 2023 года, поэтому мы вынесли его в отдельный материал →

Что такое код маркировки

Для учета товаров в системе Честный ЗНАК используют средство идентификации. Для меховых изделий — RFID-метку, которая представляет собой микрочип. Остальные товары маркируют двухмерным штрихкодом Data Matrix.

Data Matrix — цифровой двумерный код в виде матрицы белых и черных модулей, которые образуют квадрат или прямоугольник. Data Matrix внешне похож QR код, но отличается меньшей площадью нанесения. Поэтому экономит место на этикетке.

Код наносят на потребительскую упаковку, этикетку или ярлык. Считывается Data Matrix код 2D-сканером и телефоном. Власти по коду могут отследить, кто и когда импортировал его в страну и на каком этапе реализации он сейчас находится. А любой потребитель может узнать данные о товаре в приложении «Честный знак».

Как выглядит маркировка Честный ЗНАК — Авангард Директ

У каждой товарной группы своя длина кода. У обуви — 129, духов — 85, пачки табака — 29 знаков. Полный список кодов можно посмотреть на сайте Честного ЗНАКА.

Как начать маркировку импортных товаров

Вот что нужно сделать:

  • Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) и средство криптографической защиты информации (СКЗИ).
  • Зарегистрироваться в системе «Честный знак» и подписать договор с оператором системы.
  • Вступить в Ассоциацию автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» для получения первых 14 символов маркировки (GTIN). Членский взнос равен 25 000 рублей, но для зарегистрированных в системе «Честный знак» — 3 000 рублей.
  • Установить электронный документооборот. Проверить на подключение к ЭДО своих контрагентов, которым затем будете перепродавать товар. Без их электронного акцепта продажа товара в системе «Честный знак» не зарегистрируется. Исключения: если коммерческая организация покупает товар для собственных нужд и перепродавать его в дальнейшем не собирается, то акцептовать электронно не требуется.  
  • Приобрести:
    • 2D сканер для штрих-кодов Data Matrix;
    • принтер этикеток для маркировки остатков. Принтер может понадобиться в дальнейшем для перемаркировки в случае порчи этикетки, пересорта товара.
  • Решить, как и где маркировать товар до подачи декларации в российскую таможню. Правило распространяется на процедуры выпуска для внутреннего потребления и реимпорта. Заявлять товар без нанесенной маркировки можно под процедурой таможенный транзит и таможенный склад. 

Где нанести маркировку на импортный товар

Промаркировать товар нужно до таможенного контроля и выпуска груза. Иначе таможня заведет дело об административном нарушении и наложит штраф. Плюсом таможенная проверка продлится несколько дней. И к штрафу прибавится внушительный счет за хранение груза на СВХ.

Где промаркировать импортный товар, чтобы пройти таможенный контроль без штрафов?

На производстве за границей

Чтобы маркировать товар на иностранной фабрике, импортеру нужно запросить коды маркировки в России. Затем передать данные на производство за границу. На фабрике каждое изделие промаркируют индивидуальным кодом. А после упаковки товара в короба или на паллеты нанесут код транспортной упаковки. Это код SSCC, который объединяет индивидуальные коды в групповой.

Для таможенного контроля фабрика отправляет импортеру данные о загрузке с индивидуальными и агрегированными кодами. Эти коды вносят в таможенную декларацию. 

Для того, чтобы напечатать и наклеить этикетки, потребуется купить специальные принтеры и программное обеспечение для преобразования данных в этикетку, обучить персонал и организовать систему контроля. Крупные производства потребуют внедрить автоматизированные системы маркировки в цепочке производства изделия, иначе время на изготовление товара увеличится.

Способ не подойдет импортерам, которые покупают товар небольшими партиями. Потому что иностранная фабрика может отказаться тратить время на маркировку.

🧥 Компания «Снежная королева»

Внедряла RFID маркировку на производство за границей. Для этого потребовалось закупить сканирующую аппаратуру. Менеджер компании Владимир Поляк рассказывает: «… товар маркируется и сканируется еще на этапе производства за границей, и сформированные данные передаются нам напрямую от производителя. […] мы обеспечили каждую производственную площадку необходимыми сканирующими средствами».   

На консолидированном складе другой страны

Если товар закупается небольшими партиями и ввозится на территорию России сборным грузом, то промаркировать товар удобнее на консолидированных складах. На складе консолидации в Западной Европе услуга стоила около 35 рублей за одну марку, в Прибалтике — 15 рублей.

Также в случаях, когда фабрика отказывает импортеру в нанесении маркировки, крупные поставки товаров можно промаркировать на складах Прибалтики или Западной Европы. Однако это создает новые логистические звенья, временные и денежные затраты.

С 2022 года с российскими грузами работают склады в Казахстане, Армении и Турции. 

На таможенном складе

Если груз уже прибыл на территорию России, то промаркировать товар можно только на таможенном складе. Нанести маркировку на собственном складе или на складе временного хранения не получится.

Таможня тщательно проверяет грузы с маркировкой. И если при контроле окажется, что груз без «Честного знака», то заведут административное правонарушение и назначат штраф. Груз выдадут с опозданием и с большим счетом за хранение.

Чтобы промаркировать товар на таможенном складе, нужно ▪ заявить процедуру таможенного транзита → ▪ привезти на склад → ▪ заявить процедуру таможенного склада → ▪ промаркировать товар → ▪ заявить процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Таможенные склады есть рядом с крупными СВХ и внутри морских портов. Нужно заранее уточнить у таможенного склада, есть ли услуга маркировки товаров. Затем спланировать оптимальный маршрут груза.

🔎 Найти таможенный склад — единый реестр таможенных складов

🧴 Компания «Л’Этуаль»

Подсчитала свои расходы на маркировку и решила, что при их объемах продукции экономичнее открыть собственный таможенный склад. Так компания сократила затраты на одну марку до 5 рублей.  

Оформите груз с «Авангард Директ», чтобы пройти таможню без штрафов и переплат.

Изменение бизнес-процессов

Правительство ввело обязательную маркировку товаров, вместе с тем систему прослеживаемости товаров. Это привело к необходимости решения организационных вопросов.  

Как вести учет? 

Если импортеры и производители вели удобный объемно-артикульный учет, то с проставлением кода каждому экземпляру товара придется вести поштучный учет

Михаил Уржумцев, генеральный директор компании «Мэлон Фешн Груп», отмечал необходимость изменения бизнес-процессов в интервью New Retail: «… меняются требования к управленческому учету – по сути, будет необходимо вести поштучный учет продукции. Это кардинальные изменения для больших компаний».

Как контролировать ввод и вывод кодов маркировки? 

Сначала о цене ошибок. Например, на складе рабочие сформируют коробку из десяти изделий на отгрузку. Для этого просканируют все изделия и ошибочно одно изделие пропустят. Затем создадут агрегированный код для коробки и все данные запишут в отгрузочный документ. Ситуация приведет к следующим проблемам. Если ошибку выявят до отгрузки, то это потребует заново сформировать упаковку и просканировать товары. Если же коробка попадет к следующему покупателю, он не сможет принять к учету и реализовать ошибочный товар. 

Если импортер обнаружит ошибку в кодах маркировки после выпуска груза таможней, придется вносить изменения в ДТ. Согласно таможенному кодексу ЕАЭС и решения ЕЭК №289 это возможно только после проведения  таможенного контроля.

Решения:

  • При первичной приемке товара сверять коды на товаре и в документах;
  • Для больших потоков товаров установить программное обеспечение, которое будет передавать данные в систему «Честный знак», выявлять ошибки двойной сверкой собственной базы данных и данных в государственной системе. Компании, которые предлагают программное обеспечение, указаны в разделе «Партнеры» на сайте оператора маркировки «Честный знак».

Вывод

Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, будет расти. По поручению правительства РФ к 2024 году система должна охватить широкий перечень потребительских товаров. Если товара сейчас нет в списке, то скоро он может там появиться.

Присматривайтесь к опыту компаний, которые сейчас меняют процессы производства, ввоза и учета товара. Если правительство введет обязательную маркировку товара, которые вы импортируете, участвуйте в начальном этапе внедрения. Во время эксперимента вы получите ответы на свои вопросы, выработайте схему действий и внедрите нужное оборудование.

Изображение: честныйзнак.рф

Читать дальше

Запуск системы Честный ЗНАК. Как в 2019 году ввели единую национальную систему маркировки и прослеживания товаров.

Сыры и мороженое теперь в системе Честный ЗНАК. Как подготовиться импортеру.

Как импортеру проверить товарный знак — три реестра.

Маркировку велосипедов перенесли на 2022 год.

Планируют ввести маркировку светотехники и электронной компонентной базы.

Таможенный брокер. Когда появился термин, актуален ли он сейчас.