Как привезти товары из Китая
Морем до Владивостока, Санкт-Петербурга или Новороссийска. Железной дорогой через Забайкальск и Казахстан. Разбираем основные пути доставки китайских товаров целыми контейнерами.
22 сентября 2021
Статья обновлена 11 апреля 2024 года
Содержание
1. Основные маршруты доставки товаров из Китая
— Морем до Санкт-Петербурга и Новороссийска
2. На что обратить внимание при заказе услуг перевозки
Чтобы привезти товары из Китая недорого и с предсказуемыми сроками доставки, нужно везти морем. Так было до кризисного 2020 года. Затем рынок морских перевозок поменялся — стоимость увеличилась, а сроки доставки стали непрогнозируемыми.
![Павел Мокрушин — руководитель проектов Авангард Директ](https://avangard-direct.ru/wp-content/uploads/2021/09/Павел-Мокуршин-Авангард-Директ.png)
С 2022 года, когда ушли крупные морские линии с российского рынка, международная логистика снова поменялась. Разбираем работающие пути ввоза импортных товаров в контейнерах из Китая.
Рассказывает руководитель проектов «Авангард Директ» Павел Мокрушин.
Основные маршруты доставки товаров из Китая
Если задача состоит в том, чтобы доставить целый контейнер товара из Китая в Россию, то есть три основных маршрута:
1. Морем через Дальний Восток
В этом варианте товары помещают в контейнер на заводе и доставляют до китайского порта. От туда на судне контейнеры прибывают в порты Дальнего Востока. На это уходит от 5 до 20 дней в зависимости от порта выхода и рейса.
Порты с контейнерными терминалами есть во Владивостоке и Находке. После таможенного контроля контейнер с товаром перегружают на железную дорогу и везут до крупного хаба. Например, до Екатеринбурга или Москвы. Дальше контейнер вывозят фурой до склада импортера.
![Как привезти товар из Китая морем до Владивостока — Авангард Директ](https://avangard-direct.ru/wp-content/uploads/2021/09/маршруты-следования-1.png)
Есть нюансы:
- Проверьте расписание судна, которым будут перевозить груз из Китая. Есть рейсы, которые заходят в южнокорейский порт Пусан. Тогда срок доставки контейнера увеличится на 10-20 дней.
- Возможен долгий вывоз контейнера из портов Дальнего Востока из-за сезонных нагрузок. Это происходит осенью и зимой. Контейнер может застрять в порту в ожидании свободной ж/д платформы. Либо задержаться на промежуточной ж/д станции, где могут перегружать контейнер из полувагона на фитиновую платформу.
- Если везете опасные грузы, то обязательно проверьте требования к их перевозке по российской ж/д. Чтобы не возникло проблем, когда опасный груз приняли к морской перевозке, но отказали на этапе перестановки на ж/д платформу.
- Проверьте коносамент, документ на морскую перевозку груза. Документ должен быть без ошибок, чтобы вы получили свой груз без задержек. Как проверять коносамент — прочитать отдельную статью.
![Перевозка товаров из Китая в Россию через порты Дальнего Востока — Авангард Директ](https://avangard-direct.ru/wp-content/uploads/2024/04/kitay-v-rossiu-cherez-vladivostok.png)
Из северных портов Китая до Владивостока судно идет 5-9 дней. Например, из Шанхая и Циндао. Для южных портов сроки доставки увеличиваются. Где располагаются крупные морские порты Китая, мы разбирали в отдельном материале.
2. Железной дорогой
Контейнер с товарами привозят с китайского завода фурой на ближайшую железнодорожную станцию. Далее есть три пути следования: с пересечением российской границы в Забайкальске, через Монголию или Казахстан. По территории России контейнер доставляют по ж/д до станции назначения. Перегружают на автомобиль и доставляют до склада импортера.
![Как привезти товары из Китая железной дорогой - прямое жд — Авангард Директ](https://avangard-direct.ru/wp-content/uploads/2021/09/маршруты-следования-2.png)
Что важно учитывать?
- Очереди на пограничных ж/д станциях. Из-за разницы китайской и российской ж/д колеи на границе идет смена локомотива и поезда, могут образовываться очереди. Плюс экспортные грузы в Китай обязательно проходят санобработку, что замедляет оборот мощностей.
- Есть пороговый вес груза, который назначают китайские ж/д станции. Вес груза считают вместе с весом самого контейнера. Так, часть китайских станций принимает 40-футовый контейнер весом до 21 тонны. Заранее уточняйте условия перевозки.
- Непредсказуемость данных о дате отправке. Китайские ж/д станции отправляют поезда, когда набирают целый состав. Поэтому иногда контейнер сдают на станцию, но отправка происходит только через несколько дней.
- Проверьте международную железнодорожную накладную, которую оформляют в сообщении с Китаем по форме СМГС / SMGS. Документ должен быть без ошибок, чтобы вы получили свой груз без задержек. Особенно проверяйте графу «Получатель», почему так — отдельная статья про ж/д перевозки из Китая.
- Редкий случай, но на китайской ж/д станции могут проверить крепление товара внутри контейнера. Если станционным работникам не понравится «разбалансировка» груза, тогда они могут наполнить пустое пространство тем, что найдут рядом. Так в контейнерах появляются мешки с песком, битым бетоном и даже дорожными блоками. Контейнер приезжает в Россию с незаявленным в документах грузом.
![Перевозка товаров из Китая в Россию прямым ж/д сообщением — Авангард Директ](https://avangard-direct.ru/wp-content/uploads/2024/04/kitay-v-rossiu-zd.png)
Еще есть новый пункт пропуска «Нижнеленинское» с ж/д мостом через реку Амур. Однако там работают только экспортные отправки. Для импортных поставок строят терминал обработки, который запустят к концу 2024 года.
3. Морем до Санкт-Петербурга и Новороссийска
Весной 2022 года с российского рынка ушли крупные морские перевозчики. Маршруты до Санкт-Петербурга и Новороссийска начали выстраивать линии из Китая, России и Ближнего Востока. Как сервис выглядит сейчас?
![Как привезти товары из Китая морем до Спб — Авангард Директ](https://avangard-direct.ru/wp-content/uploads/2021/09/маршруты-следования-3.png)
Сформировали два маршрута — прямой и со стыковкой. Прямую перевозку предлагают российские и крупные китайские линии. Остальные плывут по второму маршруту с судозаходом в стыковочный порт, где контейнеры перегружают на другое судно. Это как было ранее, когда судно шло до европейского порта, а затем контейнеры перегружали на фидерные судна рейсом до Санкт-Петербурга.
Стыковочные порты сменились с европейских на такие, которые готовы хранить российский груз. Главные из них: порт Джабаль-Али в ОАЭ, египетский порт Думьят, марокканский порт Танжер, порт Коломбо на Шри-Ланке, порт Стамбул и для некоторых маршрутов остается порт Роттердам.
![Перевозка товаров из Китая в Россию напрямую морем до Санкт-Петербурга — Авангард Директ](https://avangard-direct.ru/wp-content/uploads/2024/04/kitay-v-rossiu-morem.png)
Морской маршрут включает проход через Суэцкий канал, который может вводить дополнительные надбавки или повышать стоимость прохода.
Оставьте заявку, чтобы узнать стоимость перевозки груза из Китая c «Авангард Директ».
![](https://avangard-direct.ru/wp-content/uploads/2019/06/forwarding-1-1.png)
На что обратить внимание при заказе услуг перевозки грузов из Китая
При выборе способа доставки товаров из Китая каждый раз оценивайте параметры и выбирайте лучшие условия по трем критериям:
- Стоимость перевозки
- Сроки доставки
- Наличие контейнеров под перевозку
После выбора маршрута следования разместите заказ на доставку. Чтобы гарантированно получить контейнер под перевозку, отправляйте заказ экспедитору минимум за 2 недели до предполагаемой отгрузки товара. Важно отметить, что ставка фрахта может измениться — её могут пересчитать по фактической дате выхода. Поэтому она может отличаться от рассчитанной ранее. Как проверить, что в ставку фрахта включили все расходы, разбираемся ниже.
Чек-лист по проверке ставки на перевозку
1. Проверить условия перевозки
Речь не об условиях Инкотермс, которые используют в международных контрактах. А об условиях, которые прописывают международные перевозчики. Это касается выгрузки/погрузки, типа контейнера, описание места и времени. Все понятия и сокращения условий перевозки собрали в отдельном материале.
Плюсом обратить на такие фразы, как «ставка исключает автовывоз с терминала», «без охраны при отправке по ж/д» и другие. Тогда такие расходы придется учитывать отдельно.
❌ Запутанно
✔️ Как расшифровать
Ставки даны LIFO.
Ставки рассчитали на условиях «liner in free out». В стоимость включили погрузку контейнера на судно, но без затрат на выгрузку в порту назначения.
👉 Это не подходит для импортных поставок, ведь потом придется отдельно платить за выгрузку контейнера и доставку до склада.
2. Уточнить сроки и условия работы с контейнером
Таможенный контроль может затянуться, тогда срок бесплатного хранения на терминале/в порту может быть превышен. Придется платить штрафной сбор — демередж.
Дополнительно уточните про срок бесплатного использования контейнера после его вывоза с терминала/порта. Если не вернуть порожний контейнер в срок, то назначат другой штраф — детеншн.
И третий сбор, который связан со сроком и местом возврата порожнего контейнера — это дроп-офф. Который выставляют, если порожний контейнер возвращают не в терминал прибытия по коносаменту.
❌ Запутанно
✔️ Как расшифровать
Дополнительно начисляется дроп-офф.
Если порожний контейнер сдадут терминал, который отличается от терминала прибытия по коносаменту, то назначат сбор «дроп-офф».
👉 Например, может оказаться, что возьмут сбор в $100 за возврат контейнера. Потому что по коносаменту контейнер прибывает во Владивосток, но сдача порожнего была в Москве.
3. Разобраться в надбавках и сборах
К ставке могут приписать надбавки и дополнительные сборы, которые нужно приплюсовать к стоимости. Это касается сборов за оформление документов в порту и телекс-релиза, надбавок за риски изменения цен на топливо и валюту, сезонную нагрузку и другие затраты. Распространенные надбавки и сборы собрали в отдельной статье.
Часто к описанию ставки пишут «not incl.», и все что перечислено после этой фразы «не включено» в ставку на перевозку. То есть, эти сборы нужно приплюсовать. Все наоборот, если написано «incl.».
❌ Запутанно
✔️ Как расшифровать
Not incl. BAF per TEU, DOCS per B/L.
В ставку не включена бункерная надбавка, которая взымается за 20-футовый эквивалент — «BAF per TEU». Документальный сбор, который уплачивают за каждый коносамент, а не контейнер.
👉 Например, если импортируете 40-футовый контейнер, тогда ставку бункерной надбавки нужно умножить на 2.
Читать дальше
Демередж и детеншн. Что это такое и какие тенденции в 2021 году