Что нужно знать о перевозках контейнеров по железной дороге из Китая

Железнодорожные перевозки грузов в контейнере из Китая начали расти в последние два года как альтернатива морским перевозкам. Получить груз по ж/д можно за 20 дней. И заплатить меньше, чем за перевозку морем.

Все это привлекательно, но как это реализуется на практике?

19 мая 2022

Как контейнеры доставляют по железной дороге из Китая в Россию

В начале контейнер загружают товаром на китайской фабрике и отправляют фурой до железнодорожной станции. Подходят только те станции, которые имеют инфраструктуру для хранения и перегрузки контейнеров на железнодорожную платформу. Вот некоторые из них — Гуанчжоу, Сучжоу, Нанкин, Чанша, Чунцин, Иуси, Чэнду.

Важно учитывать, что на железнодорожных станциях Китая разные правила приема груза. На 40-футовые контейнеры есть ограничение по весу груза — от 24 до 26 тонн. Иногда не принимают 20-футовые контейнеры без пары, потому что одна железнодорожная платформа вмещает два таких контейнера. 

С июня 2022 года китайские ж/д станции стали снижать пороговый вес груза, который считается вместе с контейнером. Большая часть китайских станций теперь принимает 40-футовый контейнер весом до 21 тонны. Заранее уточняйте условия перевозки.

После формирования железнодорожного состава поезд с контейнерами отправляют тремя основными путями:

1. КитайРоссия

Чанша 🇨🇳 ➔

погрузка контейнера с товаром на ж/д платформу

Забайкальск 🇷🇺

смена ж/д платформы с китайской на российскую колею + таможенное оформление и отправление до станции назначения

2. КитайМонголияРоссия

Иуси 🇨🇳 ➔

погрузка контейнера с товаром на ж/д платформу

Дзамын-Ууд 🇲🇳 ➔

смена ж/д платформы с колеи 1435 мм на 1520 мм

Наушки 🇷🇺

таможенное оформление и отправление до станции назначения

3. КитайКазахстанРоссия

Гуанчжоу 🇨🇳 ➔

погрузка контейнера с товаром на ж/д платформу

Алтынколь / Достык 🇰🇿 ➔

смена ж/д платформы с колеи 1435 мм на 1520 мм

Озинки / Карталы-1 🇷🇺

таможенное оформление и отправление до станции назначения

В мае 2022 года путь через Казахстан самый быстрый — контейнер доставят по ж/д за 10-16 дней до станции в Московской области. Через Забайкальск и Наушки путь займет 20-25 дней. 

Среди российских погранпереходов станция Забайкальск самая крупная и обрабатывает более 50% грузов, но на российско-китайской границе есть и другие станции. Такие как Гродеково, Краскино и Махалино. Станции находятся в Хабаровском и Приморском краях, поэтому редко используются для доставки грузов из Китая в центральную Россию. Однако скоро новый пункт пропуска составит конкуренцию Забайкальску.

В Еврейской автономной области закончили постройку моста через реку Амур, который связывает железнодорожные пути Китая и России. Там будет новый пункт пропуска «Нижнеленинское». Запустят его летом, и это увеличит возможности перевозок грузов по железной дороге. Ведь пропускная способность моста — до 21 млн тонн грузов в год. Для сравнения Забайкальск обработал 16 млн тонн грузов в прошлом году.

Перевозки грузов из Китая в Россию через пограничный переход Забайкальск — Авангард Директ

Транспортно-логистический комплекс на пограничной станции Забайкальск. Граница с Китаем на заднем фоне. Фотография пресс-центра РЖД.

На какие российские станции прибывает китайский груз? Большую часть грузов доставляют на станции Московской области и прилежащих областей. В первую очередь это станции Ворсино, Белый Раст, Электроугли, Купавна, Селятино, Силикатная и Ховрино.

Если нужно доставить контейнер с грузом до Санкт-Петербурга, то его перегружают с терминала в Московской области на фуру и перевозят до склада импортера. Либо контейнер доставляют в железнодорожном составе до станций Шушары, Автово и даже в порт «Бронка», который используют как терминал обработки ж/д грузов.

Оставьте заявку, чтобы узнать стоимость перевозки груза по ж/д из Китая c «Авангард Директ».

Какие документы нужны для ж/д перевозки грузов

Помимо документов на товар — инвойса и пакинга, главным документом на протяжении пути следования контейнера будет международная железнодорожная накладная. В сообщении с Китаем используют накладную по форме СМГС / SMGS.

ТСД / товаросопроводительный документоригинал накладной / ЖДН

На что обращать внимание в железнодорожной транспортной накладной? В графе № 4 «Получатель» должен быть терминал прибытия. А в графе № 25 «Информация, не предназначенная для перевозчика» компания, которая прописана в договоре как получатель.

Например, груз доставляется на станцию Ворсино для компании «Детские игрушки». Тогда в графе 4 указываем терминал Таском, который находится на станции Ворсино, а в графе 25 пишем компанию «Детские игрушки». Если ошибиться, то по прибытию поезда в Московскую область найти нужный контейнер будет сложно.

Также важно проверить правильность заполнения данных о весе, занимаемых местах и упаковке груза.

Вот так выглядит железнодорожная накладная по прибытию на конечную станцию назначаения.

Международная транспортная накладная СМГС / SMGS — Авангард Директ

Для тяжелых и опасных товаров нужны дополнительные документы. Если вес одного грузового места более 1,5 тонн или перевозятся подвижные крупные предметы, то требуется схема крепления груза внутри контейнера. Для опасных грузов нужен паспорт безопасности химической продукции MSDS (safety data sheet), иногда дополнительно Certificate for Safe Rail Transport of Chemical Goods.

Важно упомянуть, что по прибытию на станцию назначения груз проходит раскредитацию. Это процесс получения документов от станции. Контейнер в железнодорожной накладной получает терминал, смотрите выше про заполнение графы № 4. После перемещения контейнера на склад терминал закрывает все документы с оператором железнодорожной доставки. Это и есть услуга раскредитации контейнера.

Какие проблемы могут возникнуть при ж/д перевозке грузов?

Перевозки по ж/д могли бы стать полноценной альтернативой морским перевозкам по количеству перевозимых контейнеров, но этого не случилось. И вот почему. 

С прошлого года на китайско-российской границе возникли заторы из поездов. Китайская сторона ограничила прием грузов из-за эпидемиологической обстановки и перестала принимать российские сертификаты о дезинфекции продукции и контейнеров. Эта мера действует с 2021 года. Теперь китайцы сами обрабатывают прибывающие из России грузы. Поэтому экспортные контейнеры принимают медленно, а на российских железнодорожных путях скапливаются поезда. 

Китай теперь сам проводит санитарную обработку поездов из России — Авангард Директ
New China TV

13 из 22 согласованных поездов проходило через погранпереход Забайкальск — Маньчжурия в марте 2021 года.

Заторам способствовал и дефицит российских фитинговых платформ. Это специальные железнодорожные платформы для транспортировки контейнеров. Отсутствие нужного количества платформ привело к задержкам обработки импортных грузов из Китая. И сложилась следующая ситуация. Китайские железные дороги стали формировать очереди на станциях отправления, а не в приграничных зонах. Поэтому контейнеры после отправки с китайской фабрики задерживаются на станции дольше.

Чтобы осуществлять контейнерные перевозки, на российской железной дороге было только 65 тысяч фитинговых платформ летом 2021 года. А объем перевозок по сети ж/д в тот же период вырос на 14,6% год к году и составил 3,7 млн контейнеров.

Для снижения загруженности разрешили перевозить контейнеры в полувагонах, которых на железнодорожной сети значительно больше — 582 тысячи. Это устаревший способ перевозки. Операторы ж/д перевозок считают такой способ небезопасным и нетехнологичным. Поэтому мера коснулась ограниченного количества станций и направлений.

Перевозка контейнера в полувагоне. Источник rzd-partner.ru

К декабрю 2021 года заторы переросли в ограничения приема грузов. Сначала Китай ввел временный запрет на прием неконтейнерных грузов через железнодорожные переходы из России и закрыл автомобильные пункты пропуска. Это повысило спрос на контейнеры и платформы для их перевозки.

Затем РЖД ввела временный запрет на отправку поездов в направлении станций Ворсино и Белый Раст. Это произошло из-за большого грузопотока накануне новогодних праздников вкупе с недостаточной скоростью обработки. Поэтому на железной дороге скопились брошенные контейнерные поезда. Запрет действовал до февраля текущего года. Чтобы разобрать завал контейнерных составов, поезда начали отправлять на другие станции. Плюс подняли тарифы за хранение в апреле для ускорения разгрузки терминалов. Так, в Ворсино с 7-го дня стоимость хранения — 50 000 руб. в сутки с контейнера. В Электроуглях такой же тариф — с 9-го дня хранения. 

В мае 2022 года ситуация с железнодорожными перевозками такая. Проблемы на станциях в Московской области решили — брошенных составов нет, обработка грузов происходит в нормальном режиме. Дефицит фитинговых платформ сохраняется. На китайских станциях составы с контейнерами формируются медленно из-за очередного локдауна.

🔘 Минтранс начал вывозить контейнеры в полувагонах из дальневосточных портов с ноября 2022 года, чтобы справиться с загруженностью. В 2023 году практика погрузки контейнеров в полувагоны продолжится. Что для этого будут делать — разобрали здесь.

Кратко о перевозках контейнеров по железной дороге из Китая:

  • На китайской железной дороге действуют ограничения. Максимальный вес груза в 40-футовых контейнерах — 26 тонн. Опасные грузы редко принимают на погрузку.
  • Контейнеры из Китая в Россию доставляют тремя путями. Через границу Китай — Россия, через Монголию и Казахстан.
  • Забайкальск — крупнейший пункт обработки ж/д грузов из Китая.
  • Главный документ на протяжении пути следования контейнера — международная железнодорожная накладная СМГС / SMGS.
  • На погранпереходах образуются заторы из-за китайских мер по борьбе с коронавирусом и низкой скоростью обработки грузов на российской стороне.

🚂 У железной дороги есть новые возможности, чтобы исправить ситуацию с заторами на границе. В марте запустили новые мощности на станции Забайкальск. Теперь перегружают вагон с китайской на российскую колею на 6 часов меньше. И мощность таких операций увеличили с 134 до 194 вагонов в сутки. В добавок к этому летом откроют новый погранпереход «Нижнеленинское», который значительно расширит возможности ж/д перевозок.

Поэтому перевозки грузов по ж/д будут расти. Если вы не отправляли заказы из Китая по ж/д, то стоит попробовать. Ведь железнодорожные перевозки испытывают такие же проблемы, что и морские. Заторы в пограничных переходах (портах, станциях), нехватка контейнерного оборудования. Но при этом получить груз по ж/д можно за 20 дней. И заплатить меньше, чем за перевозку морем.

Читать дальше