Коносамент в морских перевозках

Коносамент позволяет забрать груз из морского порта и нужен для оформления таможенной декларации. Поэтому в документе не должно быть ошибок. Чтобы быстрее проверять и ориентироваться в содержимом коносамента, в статье дали примеры коносаментов и составили расшифровку граф.

2 февраля 2023

Что такое коносамент

Для перевозки грузов морем используют универсальный документ — коносамент. Документ обязывает транспортную компанию передать товар от грузоотправителя к получателю. В коносаменте содержится информация о перемещении груза, из какого порта и когда отправлен, а также информация, которая используется для таможенного оформления, — сведения о грузе.

морской коносамент bill of lading

Коносамент — международная транспортная накладная на перевозку груза морем, которая подтверждает право получателя забрать груз из порта. 

Вот основные функции коносамента в морских перевозках:

  • подтверждает договор о перевозке груза;
  • содержит полную информацию о грузе;
  • фиксирует погрузку на борт судна;
  • позволяет получателю забрать груз.

Если в коносаменте не указывают грузополучателя, то он становится оборотным. Другими словами, право на груз можно передать или продать в пути следования. Тогда у коносамента появляется новая функция, он становится ценной бумагой.

У коносамента нет единой формы. Поэтому каждая морская линия оформляет документ по-разному. Обычно перевозчик печатает данные на своем бланке в трех экземплярах. Один для отправителя, второй для перевозчика, третий для получателя.

Вот несколько примеров коносаментов морских линий, которые работают с доставкой контейнеров в Россию:

Пример морского коносамента на груз из Китая — Авангард Директ

Коносамент на груз из Китая морской линии Fesco.

Пример морского коносамента на груз из Турции — Авангард Директ

Коносамент на груз из Турции морской линии Akkon.

Пример морского коносамента на груз из Вьетнама — Авангард Директ

Коносамент на груз из Вьетнама морской линии Sinokor.

Информация в коносаменте

Важно проверить правильность заполненного коносамента. И если есть ошибки, то исправить их заранее. Иначе таможня может задержать выпуск груза и провести проверку. Особенно это касается данных о грузе, его весе и количестве.

Как переводится «Consignee», для чего графа «Notify party» и что значит пометка «Shippers stow load and count»? Чтобы быстрее ориентироваться в коносаменте, составили памятку с расшифровкой граф коносамента:

ГрафаРасшифровка
B/L No 
(BL No)
Номер коносамента.
ShipperГрузоотправитель, название компании с адресом. Например, фабрика из Китая.
ConsigneeГрузополучатель, название компании с адресом. Например, российский импортер.
Notify party
(Notify address)
Компания, которую информируют о прибытии груза. Это может быть экспедитор или грузополучатель.
VesselНазвание судна.
Place of ReceiptМесто получения груза для отправки. Если графа заполнена, то линия забирала груз с фабрики. Если не заполнена, значит линия перевозит груз из порта в порт.
Port of LoadingПорт погрузки.
Port of DischargeПорт назначения.
Place of DeliveryМесто доставки груза. Эта графа заполняется, если морская линия доставляет груз из порта назначения до склада грузополучателя.
Kind of Packages; Description of goods / Numbers / QuantityИнформация о грузе и его упаковке / количество груза и упаковки.

Если есть пометка «Shippers stow load and count» — «Отправитель загрузил и пересчитал товар». То это означает, что информацию занесли со слов отправителя.
Container / Size type / SealНомер контейнера / Размер и тип контейнера / Номер пломбы
Weight, kgsВес груза в килограммах. Обычно указывают вес брутто.
Measurement, m3Объем груза в кубических метрах.
Freight & ChargesФрахт и надбавки.

Если перевозка уже оплачена — «freight prepaid», если нет и фрахт подлежит сбору —  «freight collect». Иногда не уточняют и ссылаются на согласование сторон — «as arranged».
Date of Issue of B/LДата выпуска коносамента.
Shipped on Board DateДата погрузки на борт судна.

Морские линии разбивают стоимость на обязательные сборы и надбавки. Затраты на перевозку по морю, операции в терминалах/портах отправления и прибытия, за оформление документов и телекс-релиза. Что такое BUC, THC, DOCS и еще 19 сборов в ставке фрахта — мы разобрали в отдельном материале.

Что значит FCL, CY-CY, LIFO и другие сокращения в коносаменте

В коносаменте встречаются сокращения и оговорки, которые мы собрали в таблицу и расшифровали.

СокращениеРасшифровкаПеревод
B/L  
BoL
Bill of ladingКоносамент
HBLHouse bill of ladingДомашний коносамент
MBLMaster bill of ladingМорской / Линейный коносамент
LIFOLiner in free outВ стоимость включена погрузка на судно, но не включена выгрузка в порту назначения.
FILOFree in liner outВ стоимость включена выгрузка в порту назначения, но не включена погрузка на судно.
LILOLiner in liner outВ стоимость включены погрузка и выгрузка.
FIFOFree In Free OutСтоимость без погрузки и выгрузки.
FCLFull container loadОтправитель использовал целый контейнер.
LCLLess Container LoadОтправитель использовал отдельную часть контейнера вместе с другими. Речь идет об отправке товара сборным грузом.
CY-CY
CY/CY
Container yard to container yard Перевозка из контейнерного терминала отправления до контейнерного терминала назначения.
COCCarrier owned containerКонтейнер принадлежит перевозчику.
SOCShipper owned containerКонтейнер принадлежит отправителю.

В описании груза встречаются сокращения: ctns, pcs, qty и другие. Такие сокращения используются в инвойсе и упаковочном листе. — Расшифровку можно прочитать здесь.

Виды коносамента

Коносамент, который получает импортер от поставщика на полностью оплаченный товар, — обычно это именной домашний коносамент. В случае, если товар доставляют с перегрузкой на другое судно, то дают два коносамента — океанский и фидерный. Например, когда товары из Азии доставляют в порт Санкт-Петербург с перегрузкой в европейском порту. Видов коносамента много, ниже основная классификация.

В зависимости от получателя груза:

  • Именной коносамент или «Straight B/L» оформляют на имя конкретного получателя без права передавать груз кому-то другому. Тогда в графе «Consignee» указывают реквизиты грузополучателя, а на полях коносамента есть отметка «non-negotiable».
  • Ордерный коносамент или «Order B/L» дает право третьему лицу получить груз. Это фиксируют словами «по приказу» — «to order» в графе «Consignee».
  • В коносаменте на предъявителя или «Bearer B/L» отсутствует  конкретный получатель. Груз выдают любому, кто предъявит оригинал коносамента.

В зависимости от пользователя документа:

  • Домашний коносамент или «House B/L» оформляют для отправителей груза. Например, для фабрики. Чтобы фабрика затем отправила копию или оригинал коносамента своему покупателю.
  • Морской коносамент или «Master B/L» оформляют для экспедитора, агента или другого посредника. Иногда такой коносамент называют линейным.

По способу доставки:

  • Рейсовый / линейный коносамент для регулярных рейсов.
  • Фрахтовый / чартерный / трамповый коносамент для нерегулярных и разовых отправках судна.
  • Прямой коносамент для морских перевозок из порта в порт.
  • Сквозной коносамент для отправок несколькими видами транспорта. 
  • Фидерный коносамент для дальнейшей перевозки груза на небольшом судне.

Читать дальше

Морские порты Китая

Крупнейшие китайские порты, которые есть в маршрутах следования контейнеровозов.