Коносамент в морских перевозках
Коносамент позволяет забрать груз из морского порта и нужен для оформления таможенной декларации. Поэтому в документе не должно быть ошибок. Чтобы быстрее проверять и ориентироваться в содержимом коносамента, в статье дали примеры коносаментов и составили расшифровку граф.
2 февраля 2023
Что такое коносамент
Для перевозки грузов морем используют универсальный документ — коносамент. Документ обязывает транспортную компанию передать товар от грузоотправителя к получателю. В коносаменте содержится информация о перемещении груза, из какого порта и когда отправлен, а также информация, которая используется для таможенного оформления, — сведения о грузе.
морской коносамент bill of lading
Коносамент — международная транспортная накладная на перевозку груза морем, которая подтверждает право получателя забрать груз из порта.
Вот основные функции коносамента в морских перевозках:
- подтверждает договор о перевозке груза;
- содержит полную информацию о грузе;
- фиксирует погрузку на борт судна;
- позволяет получателю забрать груз.
Если в коносаменте не указывают грузополучателя, то он становится оборотным. Другими словами, право на груз можно передать или продать в пути следования. Тогда у коносамента появляется новая функция, он становится ценной бумагой.
У коносамента нет единой формы. Поэтому каждая морская линия оформляет документ по-разному. Обычно перевозчик печатает данные на своем бланке в трех экземплярах. Один для отправителя, второй для перевозчика, третий для получателя.
Вот несколько примеров коносаментов морских линий, которые работают с доставкой контейнеров в Россию:

Коносамент на груз из Китая морской линии Fesco.

Коносамент на груз из Турции морской линии Akkon.

Коносамент на груз из Вьетнама морской линии Sinokor.
Информация в коносаменте
Важно проверить правильность заполненного коносамента. И если есть ошибки, то исправить их заранее. Иначе таможня может задержать выпуск груза и провести проверку. Особенно это касается данных о грузе, его весе и количестве.
Как переводится «Consignee», для чего графа «Notify party» и что значит пометка «Shippers stow load and count»? Чтобы быстрее ориентироваться в коносаменте, составили памятку с расшифровкой граф коносамента:
Графа | Расшифровка |
B/L No (BL No) | Номер коносамента. |
Shipper | Грузоотправитель, название компании с адресом. Например, фабрика из Китая. |
Consignee | Грузополучатель, название компании с адресом. Например, российский импортер. |
Notify party (Notify address) | Компания, которую информируют о прибытии груза. Это может быть экспедитор или грузополучатель. |
Vessel | Название судна. |
Place of Receipt | Место получения груза для отправки. Если графа заполнена, то линия забирала груз с фабрики. Если не заполнена, значит линия перевозит груз из порта в порт. |
Port of Loading | Порт погрузки. |
Port of Discharge | Порт назначения. |
Place of Delivery | Место доставки груза. Эта графа заполняется, если морская линия доставляет груз из порта назначения до склада грузополучателя. |
Kind of Packages; Description of goods / Numbers / Quantity | Информация о грузе и его упаковке / количество груза и упаковки. Если есть пометка «Shippers stow load and count» — «Отправитель загрузил и пересчитал товар». То это означает, что информацию занесли со слов отправителя. |
Container / Size type / Seal | Номер контейнера / Размер и тип контейнера / Номер пломбы |
Weight, kgs | Вес груза в килограммах. Обычно указывают вес брутто. |
Measurement, m3 | Объем груза в кубических метрах. |
Freight & Charges | Фрахт и надбавки. Если перевозка уже оплачена — «freight prepaid», если нет и фрахт подлежит сбору — «freight collect». Иногда не уточняют и ссылаются на согласование сторон — «as arranged». |
Date of Issue of B/L | Дата выпуска коносамента. |
Shipped on Board Date | Дата погрузки на борт судна. |
Под описанием товара или в графе о фрахте и надбавках могут прописывать условия сборов демердж и детеншн. Подробнее об этих дополнительных надбавках — прочитать в статье.
Что значит FCL, CY-CY, LIFO и другие сокращения в коносаменте
В коносаменте встречаются сокращения и оговорки, которые мы собрали в таблицу и расшифровали.
Сокращение | Расшифровка | Перевод |
B/L BoL | Bill of lading | Коносамент |
HBL | House bill of lading | Домашний коносамент |
MBL | Master bill of lading | Морской / Линейный коносамент |
LIFO | Liner in free out | В стоимость включена погрузка на судно, но не включена выгрузка в порту назначения. |
FILO | Free in liner out | В стоимость включена выгрузка в порту назначения, но не включена погрузка на судно. |
LILO | Liner in liner out | В стоимость включены погрузка и выгрузка. |
FIFO | Free In Free Out | Стоимость без погрузки и выгрузки. |
FCL | Full container load | Отправитель использовал целый контейнер. |
LCL | Less Container Load | Отправитель использовал отдельную часть контейнера вместе с другими. Речь идет об отправке товара сборным грузом. |
CY-CY CY/CY | Container yard to container yard | Перевозка из контейнерного терминала отправления до контейнерного терминала назначения. |
COC | Carrier owned container | Контейнер принадлежит перевозчику. |
SOC | Shipper owned container | Контейнер принадлежит отправителю. |
В описании груза встречаются сокращения: ctns, pcs, qty и другие. Такие сокращения используются в инвойсе и упаковочном листе. — Расшифровку можно прочитать здесь.
Виды коносамента
Коносамент, который получает импортер от поставщика на полностью оплаченный товар, — обычно это именной домашний коносамент. В случае, если товар доставляют с перегрузкой на другое судно, то дают два коносамента — океанский и фидерный. Например, когда товары из Азии доставляют в порт Санкт-Петербург с перегрузкой в европейском порту. Видов коносамента много, ниже основная классификация.
В зависимости от получателя груза:
- Именной коносамент или «Straight B/L» оформляют на имя конкретного получателя без права передавать груз кому-то другому. Тогда в графе «Consignee» указывают реквизиты грузополучателя, а на полях коносамента есть отметка «non-negotiable».
- Ордерный коносамент или «Order B/L» дает право третьему лицу получить груз. Это фиксируют словами «по приказу» — «to order» в графе «Consignee».
- В коносаменте на предъявителя или «Bearer B/L» отсутствует конкретный получатель. Груз выдают любому, кто предъявит оригинал коносамента.
В зависимости от пользователя документа:
- Домашний коносамент или «House B/L» оформляют для отправителей груза. Например, для фабрики. Чтобы фабрика затем отправила копию или оригинал коносамента своему покупателю.
- Морской коносамент или «Master B/L» оформляют для экспедитора, агента или другого посредника. Иногда такой коносамент называют линейным.
По способу доставки:
- Рейсовый / линейный коносамент для регулярных рейсов.
- Фрахтовый / чартерный / трамповый коносамент для нерегулярных и разовых отправках судна.
- Прямой коносамент для морских перевозок из порта в порт.
- Сквозной коносамент для отправок несколькими видами транспорта.
- Фидерный коносамент для дальнейшей перевозки груза на небольшом судне.
Читать дальше

Морские порты Китая
Крупнейшие китайские порты, которые есть в маршрутах следования контейнеровозов.