Перебои в работе порта Яньтянь

С 21 мая китайский порт Яньтянь работает с перебоями. Это привело к отмене 64 судозаходов у Маерска, введению надбавки у морской линии ONE, к 10% росту индекса морского фрахта за неделю. Рассказываем, почему порт частично закрыт и насколько последствия превысили кризис в Суэцком канале.

11 июня 2021



Китайский порт Яньтянь (Yantian) с конца мая частично закрыт и работает с перебоями. Это связано с карантинными мерами в провинции Гуандун, где находится порт. Одни суда стоят в длинной очереди, другие отменили заход в порт. Как развивались события?

С 21 мая администрация порта Яньтянь (Yantian) начала вводить ограничительные меры, чтобы снизить заболеваемость работников. Три из двадцати причалов закрыли, работа остальных находилась на уровне 30% от своих мощностей до 11 июня. Поэтому заход судов стал ограничен.   

Чтобы разгрузить порт, с 25 мая ввели ограничение на прием груженых экспортных контейнеров. На подъезд в порт образовалась пробка из грузовиков с контейнерами. Маерск сообщил 26 мая, что ожидает задержки судов на 2-3 дня.

Но загруженность порта не улучшилась — к 28 мая на якоре стояло 27 судов в ожидании причала. Администрация порта сделала следующий шаг в ограничении работы порта. Сократила время на погрузку с 3 до 4 дней.

Морские линии начали исключать порт из расписания и вот к чему это привело.

Последствия частичного закрытия порта Яньтянь

Частичное закрытие порта Яньтянь 2021 — Авангард Директ
Порт Яньтянь (Yantian). 📷: Shenzhen Daily.

→ Низкая надежность расписания

Расписание судов сместилось из-за ожидания причала. По данным MarineTraffic на 8 июня на якоре стояло 36 судов. Ожидание захода судна в порт выросло с 12 часов до 16 дней. Поэтому контейнеровозы с заходом в Яньтянь прибудут с существенным опозданием. 

Изменение маршрута

Чтобы сохранить расписание, морские линии начали пропускать судозаходы в Яньтянь и соседский порт Шекоу. 

Маерск с начала кризиса и по 10 июня отменил 64 судозахода в Яньтянь и Шекоу. Линия ONE изменила маршрут 12 контейнеровозам, два маршрута переключила на порт Наньша и ввела надбавку для компенсации расходов от перебоев в работе порта. Hapag-Lloyd убрал загруженные порты из расписания двух маршрутов.

На 17 июня Маерск сообщает, что больше 300 рейсов пропустят порт Яньтянь.

Нагрузка на южные порты

Переброс маршрутов увеличил нагрузку на другие южные порты. Среднее время ожидания захода в Шекоу, Наньша и Гонконг увеличилось до 4 дней.

Рост индексов морского фрахта

Перебои в работе порта повлияли на рост ставок морского фрахта. Индекс Шанхайской судоходной биржи Shanghai Containerized Freight Index (SCFI) вырос за первую неделю июня на 3,3%.

Индекс морского фрахта Freightos Baltic Index (FBX) для маршрута Азия-Северная Европа вырос за первую неделю июня на 10% и составил $10 445 за 40-футовый контейнер (FEU).

Индекс морского фрахта FBX 2021 год — Авангард Директ
Индекс морского фрахта FBX 8-23 неделя 2021 года

Индекс — усредненный и агрегированный показатель ставок, который рассчитывается на несколько маршрутов одновременно. Поэтому отражает тенденции, но не реальную стоимость морского фрахта.

Значение FBX на начало частичного закрытия порта составляло $8 839 за 40-футовый контейнер (FEU). Через три недели индекс вырос на 24% и составил $10 998. Прыжок индекса с 21 мая отчетливо виден на графике.

Главный аналитик логистической платформы Freightos Джудас Левин отмечает: «… в морских перевозках все взаимосвязано, и задержки по тем или иным причинам в одном месте, как, например, сначала блокировка Суэцкого канала, а потом частичное закрытие порта Яньтянь, приводят к сбоям и задержкам в других портах».

Индекс ставок морского фрахта FBX — Авангард Директ
📈splash247.com

Индекс морского фрахта Freightos Baltic Index (FBX) с 1 июня 2020 года по середину июня 2021 года. Голубой линией выделен индекс, который рассчитывается для маршрута Азия – Северная Европа.

На графике указаны четыре события, которые повлияли на стоимость морских перевозок за последних 12 месяцев. Это резкий спрос на товары народного потребления в сентябре 2020, нехватка контейнеров в Китае с ноября 2020, кризис в Суэцком канале в марте 2021 года и частичное закрытие порта Яньтянь в конце мая.

Дефицит контейнеров

Оборот контейнеров в южных портах нарушился. Поэтому появился дефицит контейнеров в портах Яньтянь, Шекоу и Наньша. Значение индекса доступности контейнеров Container xChange (CAx) для 40-футовых контейнеров упало на первой неделе июня до 0,47. Это ниже 0,5 и отражает дефицит контейнеров.

Затор в Яньтянь превзошел мартовский кризис в Суэцком канале

Последствия двух недель загруженности и низкой производительности работы порта Яньтянь превзошли мартовский кризис в Суэцком канале. Датская консалтинговая компания Vespucci Maritime собрала цифры, чтобы сравнить последствия двух инцидентов. Вот что вышло. 

Яньтянь обрабатывал в 2020 году 36 400 TEU (20-футовых контейнеров) в день. В течение 14 кризисных дней порт работал с 30% нагрузкой. Это 25 500 TEU необработанных TEU в день. За две недели порт не обработал 357 000 TEU. 

Когда Эвер Гивен заблокировал Суэцкий канал, это повлияло на ежедневный поток в 55 000 TEU. За шесть дней блокировки канал не обработал 330 000 TEU.

Датская компания считала данные после второй недели частичного закрытия порта. Сейчас известно, что порт работал с 30% производительностью три недели вплоть до 11 июня. Поэтому цифры за три недели для порта будут составлять 535 500 TEU, что на 62% больше ущерба при кризисе в Суэцком канале.

По обновленным подсчетам более 600 тыс. контейнеров пострадало за время частичного закрытия китайского порта Яньтянь. 300 тыс. контейнеров — экспортные, остальная половина — импортные и порожние. Это в 2 раза больше кризиса в Суэцком канале.

Работа порта постепенно налаживается

  • 31 мая отменили ограничения по приему груженых экспортных контейнеров.
  • 11 июня производительность порта увеличилась до 45% от нормального уровня.
  • Маерск прогнозирует, что заторы в порту продлятся еще 16 дней. 

16 июня — производительность порта повысилась до 70%. Маерск по-прежнему оценивает длительность затора в 16 дней.

24 июня — порт вернулся к полноценной работе. Администрация порта запустила работу всех причал, возобновила в нормальном режиме выдачу порожняка и груженых импортных контейнеров, увеличила ежедневный объем завоза груженого экспорта.

Читать дальше