Перебои в работе порта Яньтянь
С 21 мая китайский порт Яньтянь работает с перебоями. Это привело к отмене 64 судозаходов у Маерска, введению надбавки у морской линии ONE, к 10% росту индекса морского фрахта за неделю. Рассказываем, почему порт частично закрыт и насколько последствия превысили кризис в Суэцком канале.
11 июня 2021
Китайский порт Яньтянь (Yantian) с конца мая частично закрыт и работает с перебоями. Это связано с карантинными мерами в провинции Гуандун, где находится порт. Одни суда стоят в длинной очереди, другие отменили заход в порт. Как развивались события?
С 21 мая администрация порта Яньтянь (Yantian) начала вводить ограничительные меры, чтобы снизить заболеваемость работников. Три из двадцати причалов закрыли, работа остальных находилась на уровне 30% от своих мощностей до 11 июня. Поэтому заход судов стал ограничен.
Чтобы разгрузить порт, с 25 мая ввели ограничение на прием груженых экспортных контейнеров. На подъезд в порт образовалась пробка из грузовиков с контейнерами. Маерск сообщил 26 мая, что ожидает задержки судов на 2-3 дня.
Но загруженность порта не улучшилась — к 28 мая на якоре стояло 27 судов в ожидании причала. Администрация порта сделала следующий шаг в ограничении работы порта. Сократила время на погрузку с 3 до 4 дней.
Морские линии начали исключать порт из расписания и вот к чему это привело.
Последствия частичного закрытия порта Яньтянь

→ Низкая надежность расписания
Расписание судов сместилось из-за ожидания причала. По данным MarineTraffic на 8 июня на якоре стояло 36 судов. Ожидание захода судна в порт выросло с 12 часов до 16 дней. Поэтому контейнеровозы с заходом в Яньтянь прибудут с существенным опозданием.
→ Изменение маршрута
Чтобы сохранить расписание, морские линии начали пропускать судозаходы в Яньтянь и соседский порт Шекоу.
Маерск с начала кризиса и по 10 июня отменил 64 судозахода в Яньтянь и Шекоу. Линия ONE изменила маршрут 12 контейнеровозам, два маршрута переключила на порт Наньша и ввела надбавку для компенсации расходов от перебоев в работе порта. Hapag-Lloyd убрал загруженные порты из расписания двух маршрутов.
На 17 июня Маерск сообщает, что больше 300 рейсов пропустят порт Яньтянь.
→ Нагрузка на южные порты
Переброс маршрутов увеличил нагрузку на другие южные порты. Среднее время ожидания захода в Шекоу, Наньша и Гонконг увеличилось до 4 дней.
→ Рост индексов морского фрахта
Перебои в работе порта повлияли на рост ставок морского фрахта. Индекс Шанхайской судоходной биржи Shanghai Containerized Freight Index (SCFI) вырос за первую неделю июня на 3,3%.
Индекс морского фрахта Freightos Baltic Index (FBX) для маршрута Азия-Северная Европа вырос за первую неделю июня на 10% и составил $10 445 за 40-футовый контейнер (FEU).

Индекс — усредненный и агрегированный показатель ставок, который рассчитывается на несколько маршрутов одновременно. Поэтому отражает тенденции, но не реальную стоимость морского фрахта.
Значение FBX на начало частичного закрытия порта составляло $8 839 за 40-футовый контейнер (FEU). Через три недели индекс вырос на 24% и составил $10 998. Прыжок индекса с 21 мая отчетливо виден на графике.
Главный аналитик логистической платформы Freightos Джудас Левин отмечает: «… в морских перевозках все взаимосвязано, и задержки по тем или иным причинам в одном месте, как, например, сначала блокировка Суэцкого канала, а потом частичное закрытие порта Яньтянь, приводят к сбоям и задержкам в других портах».

Индекс морского фрахта Freightos Baltic Index (FBX) с 1 июня 2020 года по середину июня 2021 года. Голубой линией выделен индекс, который рассчитывается для маршрута Азия – Северная Европа.
На графике указаны четыре события, которые повлияли на стоимость морских перевозок за последних 12 месяцев. Это резкий спрос на товары народного потребления в сентябре 2020, нехватка контейнеров в Китае с ноября 2020, кризис в Суэцком канале в марте 2021 года и частичное закрытие порта Яньтянь в конце мая.
→ Дефицит контейнеров
Оборот контейнеров в южных портах нарушился. Поэтому появился дефицит контейнеров в портах Яньтянь, Шекоу и Наньша. Значение индекса доступности контейнеров Container xChange (CAx) для 40-футовых контейнеров упало на первой неделе июня до 0,47. Это ниже 0,5 и отражает дефицит контейнеров.
Затор в Яньтянь превзошел мартовский кризис в Суэцком канале
Последствия двух недель загруженности и низкой производительности работы порта Яньтянь превзошли мартовский кризис в Суэцком канале. Датская консалтинговая компания Vespucci Maritime собрала цифры, чтобы сравнить последствия двух инцидентов. Вот что вышло.
Яньтянь обрабатывал в 2020 году 36 400 TEU (20-футовых контейнеров) в день. В течение 14 кризисных дней порт работал с 30% нагрузкой. Это 25 500 TEU необработанных TEU в день. За две недели порт не обработал 357 000 TEU.
Когда Эвер Гивен заблокировал Суэцкий канал, это повлияло на ежедневный поток в 55 000 TEU. За шесть дней блокировки канал не обработал 330 000 TEU.
Датская компания считала данные после второй недели частичного закрытия порта. Сейчас известно, что порт работал с 30% производительностью три недели вплоть до 11 июня. Поэтому цифры за три недели для порта будут составлять 535 500 TEU, что на 62% больше ущерба при кризисе в Суэцком канале.
По обновленным подсчетам более 600 тыс. контейнеров пострадало за время частичного закрытия китайского порта Яньтянь. 300 тыс. контейнеров — экспортные, остальная половина — импортные и порожние. Это в 2 раза больше кризиса в Суэцком канале.
Работа порта постепенно налаживается
- 31 мая отменили ограничения по приему груженых экспортных контейнеров.
- 11 июня производительность порта увеличилась до 45% от нормального уровня.
- Маерск прогнозирует, что заторы в порту продлятся еще 16 дней.
16 июня — производительность порта повысилась до 70%. Маерск по-прежнему оценивает длительность затора в 16 дней.
24 июня — порт вернулся к полноценной работе. Администрация порта запустила работу всех причал, возобновила в нормальном режиме выдачу порожняка и груженых импортных контейнеров, увеличила ежедневный объем завоза груженого экспорта.