Как привезти товары из Китая

Морем до Владивостока, Санкт-Петербурга или Новороссийска. Железной дорогой через Забайкальск и Казахстан. Разбираем основные пути доставки китайских товаров целыми контейнерами.

22 сентября 2021

Статья обновлена 11 апреля 2024 года


Содержание

1. Основные маршруты доставки товаров из Китая

Морем через Дальний Восток

Железной дорогой

Морем до Санкт-Петербурга и Новороссийска

2. На что обратить внимание при заказе услуг перевозки


Чтобы привезти товары из Китая недорого и с предсказуемыми сроками доставки, нужно везти морем. Так было до кризисного 2020 года. Затем рынок морских перевозок поменялся — стоимость увеличилась, а сроки доставки стали непрогнозируемыми.

Павел Мокрушин — руководитель проектов Авангард Директ

С 2022 года, когда ушли крупные морские линии с российского рынка, международная логистика снова поменялась. Разбираем работающие пути ввоза импортных товаров в контейнерах из Китая.

Рассказывает руководитель проектов «Авангард Директ» Павел Мокрушин.

Основные маршруты доставки товаров из Китая

Если задача состоит в том, чтобы доставить целый контейнер товара из Китая в Россию, то есть три основных маршрута:

1. Морем через Дальний Восток

В этом варианте товары помещают в контейнер на заводе и доставляют до китайского порта. От туда на судне контейнеры прибывают в порты Дальнего Востока. На это уходит от 5 до 20 дней в зависимости от порта выхода и рейса.

Порты с контейнерными терминалами есть во Владивостоке и Находке. После таможенного контроля контейнер с товаром перегружают на железную дорогу и везут до крупного хаба. Например, до Екатеринбурга или Москвы. Дальше контейнер вывозят фурой до склада импортера. 

Как привезти товар из Китая морем до Владивостока — Авангард Директ

Есть нюансы:

  • Проверьте расписание судна, которым будут перевозить груз из Китая. Есть рейсы, которые заходят в южнокорейский порт Пусан. Тогда срок доставки контейнера увеличится на 10-20 дней. 
  • Возможен долгий вывоз контейнера из портов Дальнего Востока из-за сезонных нагрузок. Это происходит осенью и зимой. Контейнер может застрять в порту в ожидании свободной ж/д платформы. Либо задержаться на промежуточной ж/д станции, где могут перегружать контейнер из полувагона на фитиновую платформу.
  • Если везете опасные грузы, то обязательно проверьте требования к их перевозке по российской ж/д. Чтобы не возникло проблем, когда опасный груз приняли к морской перевозке, но отказали на этапе перестановки на ж/д платформу.
  • Проверьте коносамент, документ на морскую перевозку груза. Документ должен быть без ошибок, чтобы вы получили свой груз без задержек. Как проверять коносамент — прочитать отдельную статью.
Перевозка товаров из Китая в Россию через порты Дальнего Востока — Авангард Директ

Из северных портов Китая до Владивостока судно идет 5-9 дней. Например, из Шанхая и Циндао. Для южных портов сроки доставки увеличиваются. Где располагаются крупные морские порты Китая, мы разбирали в отдельном материале.

2. Железной дорогой 

Контейнер с товарами привозят с китайского завода фурой на ближайшую железнодорожную станцию. Далее есть три пути следования: с пересечением российской границы в Забайкальске, через Монголию или Казахстан. По территории России контейнер доставляют по ж/д до станции назначения. Перегружают на автомобиль и доставляют до склада импортера.

Как привезти товары из Китая железной дорогой - прямое жд — Авангард Директ

Что важно учитывать?

  • Очереди на пограничных ж/д станциях. Из-за разницы китайской и российской ж/д колеи на границе идет смена локомотива и поезда, могут образовываться очереди. Плюс экспортные грузы в Китай обязательно проходят санобработку, что замедляет оборот мощностей.
  • Есть пороговый вес груза, который назначают китайские ж/д станции. Вес груза считают вместе с весом самого контейнера. Так, часть китайских станций принимает 40-футовый контейнер весом до 21 тонны. Заранее уточняйте условия перевозки.
  • Непредсказуемость данных о дате отправке. Китайские ж/д станции отправляют поезда, когда набирают целый состав. Поэтому иногда контейнер сдают на станцию, но отправка происходит только через несколько дней.
  • Проверьте международную железнодорожную накладную, которую оформляют в сообщении с Китаем по форме СМГС / SMGS. Документ должен быть без ошибок, чтобы вы получили свой груз без задержек. Особенно проверяйте графу «Получатель», почему так — отдельная статья про ж/д перевозки из Китая.
  • Редкий случай, но на китайской ж/д станции могут проверить крепление товара внутри контейнера. Если станционным работникам не понравится «разбалансировка» груза, тогда они могут наполнить пустое пространство тем, что найдут рядом. Так в контейнерах появляются мешки с песком, битым бетоном и даже дорожными блоками. Контейнер приезжает в Россию с незаявленным в документах грузом.
Перевозка товаров из Китая в Россию прямым ж/д сообщением — Авангард Директ

Еще есть новый пункт пропуска «Нижнеленинское» с ж/д мостом через реку Амур. Однако там работают только экспортные отправки. Для импортных поставок строят терминал обработки, который запустят к концу 2024 года.

3. Морем до Санкт-Петербурга и Новороссийска

Весной 2022 года с российского рынка ушли крупные морские перевозчики. Маршруты до Санкт-Петербурга и Новороссийска начали выстраивать линии из Китая, России и Ближнего Востока. Как сервис выглядит сейчас?

Как привезти товары из Китая морем до Спб — Авангард Директ

Сформировали два маршрута — прямой и со стыковкой. Прямую перевозку предлагают российские и крупные китайские линии. Остальные плывут по второму маршруту с судозаходом в стыковочный порт, где контейнеры перегружают на другое судно. Это как было ранее, когда судно шло до европейского порта, а затем контейнеры перегружали на фидерные судна рейсом до Санкт-Петербурга.

Стыковочные порты сменились с европейских на такие, которые готовы хранить российский груз. Главные из них: порт Джабаль-Али в ОАЭ, египетский порт Думьят, марокканский порт Танжер, порт Коломбо на Шри-Ланке, порт Стамбул и для некоторых маршрутов остается порт Роттердам.

Перевозка товаров из Китая в Россию напрямую морем до Санкт-Петербурга — Авангард Директ

Морской маршрут включает проход через Суэцкий канал, который может вводить дополнительные надбавки или повышать стоимость прохода.

 

Оставьте заявку, чтобы узнать стоимость перевозки груза из Китая c «Авангард Директ».

На что обратить внимание при заказе услуг перевозки грузов из Китая

При выборе способа доставки товаров из Китая каждый раз оценивайте параметры и выбирайте лучшие условия по трем критериям:

  • Стоимость перевозки
  • Сроки доставки
  • Наличие контейнеров под перевозку

После выбора маршрута следования разместите заказ на доставку. Чтобы гарантированно получить контейнер под перевозку, отправляйте заказ экспедитору минимум за 2 недели до предполагаемой отгрузки товара. Важно отметить, что ставка фрахта может измениться — её могут пересчитать по фактической дате выхода. Поэтому она может отличаться от рассчитанной ранее. Как проверить, что в ставку фрахта включили все расходы, разбираемся ниже.

Чек-лист по проверке ставки на перевозку

1. Проверить условия перевозки

Речь не об условиях Инкотермс, которые используют в международных контрактах. А об условиях, которые прописывают международные перевозчики. Это касается выгрузки/погрузки, типа контейнера, описание места и времени. Все понятия и сокращения условий перевозки собрали в отдельном материале.

Плюсом обратить на такие фразы, как «ставка исключает автовывоз с терминала», «без охраны при отправке по ж/д» и другие. Тогда такие расходы придется учитывать отдельно.

Запутанно

✔️ Как расшифровать

Ставки даны LIFO.

Ставки рассчитали на условиях «liner in free out». В стоимость включили погрузку контейнера на судно, но без затрат на выгрузку в порту назначения.

👉 Это не подходит для импортных поставок, ведь потом придется отдельно платить за выгрузку контейнера и доставку до склада.

2. Уточнить сроки и условия работы с контейнером

Таможенный контроль может затянуться, тогда срок бесплатного хранения на терминале/в порту может быть превышен. Придется платить штрафной сбор — демередж.

Дополнительно уточните про срок бесплатного использования контейнера после его вывоза с терминала/порта. Если не вернуть порожний контейнер в срок, то назначат другой штраф — детеншн.

И третий сбор, который связан со сроком и местом возврата порожнего контейнера — это дроп-офф. Который выставляют, если порожний контейнер возвращают не в терминал прибытия по коносаменту.

Запутанно

✔️ Как расшифровать

Дополнительно начисляется дроп-офф.

Если порожний контейнер сдадут терминал, который отличается от терминала прибытия по коносаменту, то назначат сбор «дроп-офф».

👉 Например, может оказаться, что возьмут сбор в $100 за возврат контейнера. Потому что по коносаменту контейнер прибывает во Владивосток, но сдача порожнего была в Москве.

3. Разобраться в надбавках и сборах

К ставке могут приписать надбавки и дополнительные сборы, которые нужно приплюсовать к стоимости. Это касается сборов за оформление документов в порту и телекс-релиза, надбавок за риски изменения цен на топливо и валюту, сезонную нагрузку и другие затраты. Распространенные надбавки и сборы собрали в отдельной статье.

Часто к описанию ставки пишут «not incl.», и все что перечислено после этой фразы «не включено» в ставку на перевозку. То есть, эти сборы нужно приплюсовать. Все наоборот, если написано «incl.».

Запутанно

✔️ Как расшифровать

Not incl. BAF per TEU, DOCS per B/L.

В ставку не включена бункерная надбавка, которая взымается за 20-футовый эквивалент — «BAF per TEU». Документальный сбор, который уплачивают за каждый коносамент, а не контейнер.

👉 Например, если импортируете 40-футовый контейнер, тогда ставку бункерной надбавки нужно умножить на 2.

Читать дальше