Как таможня проверяет импортные товары

Запрос документов, осмотр, досмотр — распространенные меры таможенного контроля. Рассказываем, как инспектор проверяет импортные грузы прямо на таможенном посту.

16 сентября 2021



Таможня приступает к контролю, когда груз размещен в специальной зоне и на него подали декларацию. Например, когда импортный контейнер выгружают в порту или автомобиль заезжает на таможенный пост.

Все формы таможенного контроля описаны в главе 45 Таможенного кодекса ЕАЭС. Мы остановимся на тех, что применяются к импортным грузам, которые находятся в зоне таможенного контроля. Поэтому в статье не будет информации про личный досмотр, выездные проверки, осмотр помещений и контроль после выпуска. Также мы не затронем тему корректировки таможенной стоимости, условных выпусков и отбор проб, потому что это происходит после назначения описанных в статье мер контроля.

Разбираемся, что может запросить таможня у импортера во время прохождения таможенной очистки, и как инспектор может изучить товар прямо на таможенном посту.

Запрос документов и объяснений

Инспектор начинает контроль импорта с тщательной сверки данных в декларации и документов к ней. Любая нестыковка в данных или недостаток информации о товаре приводит к запросу. Это может быть непереведенный на русский язык инвойс, отсутствие точных сведений о распределении транспортных расходов. Тогда инспектор запрашивает переведенные документы и пояснение, как транспортные расходы распределяются на товары в партии.

Или импортер предоставил мало информации о товаре, нет технического описания — тогда запросят больше информации, чтобы было обоснование применять код ТН ВЭД, который указан в декларации.

Импорт требует большой пакет документов для таможенной очистки. Поэтому проверка проходит дольше и с дополнительными запросами.

Таможенный осмотр

Инспектор может назначить осмотр. Такой контроль происходит визуально и без вскрытия. Например, осмотр контейнера — проверить номер, пломбу и его целостность. Более распространенные формы осмотра — взвешивание и «просвечивание» контейнера с помощью ИДК.

Взвешивание

Взвешивание может показать, что груза больше, чем заявлено. Если таможенная пошлина рассчитывается с каждой единицы товара, то взвешивание одна из частых мер контроля. При перевесе могут назначить досмотр.

Инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК)

Чтобы просмотреть содержимое контейнера без вскрытия, таможенники используют инспекционно-досмотровый комплекс. Технику с проникающим ионизирующим излучением. Это как контроль содержимого сумок при входе в аэропорт.

При сканировании контейнера инспектор получает очертания товара. Некоторые ИДК отражают материал. Например, металлы и пластик окрашиваются в разные цвета. 

Это быстрый способ проверить, в контейнере действительно заявленные ложки или там еще коробка скатертей.

Проведение осмотра с инспекционно-досмотровым комплексом ИДК — Авангард Директ
Как машина ИДК сканирует контейнер — канал ФТС на youtube.com

Таможенный досмотр

На основании профиля риска инспектор назначает досмотр. Другими словами — груз досматривают, потому что инспектор видит требование в таможенной программе проверять такие грузы. Факторы профилей риска устанавливаются в центральном управлении ФТС и не разглашаются.

Другим основанием может быть ранее проведенное взвешивание или запрос данных, в котором появились спорные данные.

Досмотр — проверка груза с его вскрытием. Инспектора могут взвешивать, измерять товар, фотографировать данные этикетки. Все технические средства, которые используют инспекторы при контроле описаны в приказе Минфина от 01.03.2019 № 33н.

Читать дальше

Раз в месяц отправляем статьи и подборки.

Бонусом пишем о переговорах и закупках.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой обработки данных.