Таможенный осмотр с ИДК

Приоритетное направление таможенного контроля, когда сканируют контейнер или фуру без вскрытия.

25 мая 2023

Статья обновлена 1 февраля 2024 года

Таможенный осмотр с использованием досмотровых комплексов собираются расширять. Для этого Минтранс построил портальные комплексы в трех пунктах пропуска. И до 2030 года запланировал возвести еще несколько. Таможня подготовилась к обработке больших массивов данных и обучила искусственный интеллект читать снимки ИДК. Разбираем в статье, как инспекторы с помощью досмотровых комплексов проверяют импортные грузы. И как изменится этот процесс в будущем.


Содержание

Инспектор отправил контейнер на ИДК. Что это значит?

Когда назначают осмотр груза с ИДК?

Стационарные таможенные ИДК

Мобильные таможенные ИДК

Портальные таможенные ИДК

Почему таможня развивает использование ИДК?


Инспектор отправил контейнер на ИДК. Что это значит?

Чтобы просмотреть содержимое контейнера без вскрытия, таможня использует инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). Технику с проникающим ионизирующим излучением, то есть рентгеном. Это как сканирование содержимого сумок при входе в аэропорт.

Инспекционно-досмотровый комплекс — техническое средство таможенного контроля, которое сканирует содержимое контейнера или фуры. Позволяет инспектору получить визуальные данные о грузе без вскрытия. 

Если рассматривать ИДК не как устройство, а как меру таможенного контроля, то это одна из форм осмотра. Осмотр с использованием ИДК.  Есть и другие формы таможенного осмотра — взвешивание и проверка целостности контейнера.

🩻 В результате осмотра с использованием инспекционно-досмотрового комплекса инспектор получает снимок, который отражает содержимое контейнера или фуры. По снимку инспектор проверяет, соответствует ли груз тому, что заявлено в декларации. Например, на снимке будет видно, что есть короба с заявленной посудой и, например, отсутствующие в декларации подарки от иностранных контрагентов. Некоторые ИДК отражают материал. Например, металлы и пластик окрашиваются в разные цвета.

Снимок таможенного ИДК — Авангард Директ

Снимки таможенных досмотровых комплексов. Источник 📷

Когда назначают осмотр груза с ИДК?

Импортный товар проходит таможенный контроль через систему управления рисками (СУР). И если система считает товар подозрительным, то «срабатывает риск». Тогда инспектор может назначить осмотр с ИДК, взвешивание, досмотр или скорректировать таможенную стоимость товара.

🛃 Запрос дополнительной информации и документов, взвешивание, осмотр пломбы и контейнера, досмотр. О том, как таможня проверяет импортный товар, писали в отдельной статье.  

Центральное управление таможни регулирует систему управления рисками на основе всего массива деклараций и результатов проверок. Для работы с большими данными таможня использует алгоритмы и даже элементы искусственного интеллекта. Результатом работы становятся профили риска. Это определенные показатели, которые указывают на «подозрительность» поставки. 

Профили риска — конфиденциальная информация таможенных органов, которая не подлежит разглашению. Информация закрыта для бизнеса. Плюс профили риска постоянно обновляются. Поэтому заранее узнать, считает ли таможенная система импортный товар подозрительным, не получится.

Оформите груз с «Авангард Директ», чтобы пройти таможню без штрафов и переплат.

Стационарные таможенные ИДК

Стационарные инспекционно-досмотровые комплексы размещают в  отдельных зданиях. Такие комплексы имеют большую проникающую способность, что позволяет получить боковую проекцию изображения груза с высокой четкостью. Поэтому, в отличие от мобильных комплексов, стационарные могут проанализировать больше товарных партий.

Стационарные ИДК размещают в морских портах. Например, такой комплекс есть в Новороссийском морском порту.

Стационарный ИДК в Новороссийске — Авангард Директ

Работает стационарный ИДК в Новороссийском порту круглосуточно и круглогодично, что немаловажно из-за штормов Цемесской бухты. Источник 📷

Мобильные таможенные ИДК

Мобильные инспекционно-досмотровые комплексы монтируются на грузовики. Поэтому их легко перемещать и сканировать грузы в удобном месте.

Передвижные ИДК используют на автомобильных и ж/д пунктах пропуска, а также в морских портах. Это универсальное техническое средство из-за его подвижности и оперативности.

Проведение осмотра с инспекционно-досмотровым комплексом ИДК — Авангард Директ

Как машина ИДК сканирует контейнер — канал ФТС на youtube.

Портальные таможенные ИДК

Портальный досмотровый комплекс похож на стационарный, но сооружают его на пути следования груза. Например, на дороге в пункте пропуска или на ж/д пути. Это позволяет просканировать весь поток грузов без их остановки и без перемещения на отдельную площадку для проведения сканирования. Это значительно сокращает время прохождения таможенного контроля.

Однако из-за того, что портальные досмотровые комплексы непрерывно сканируют грузы, в таможенную систему попадает огромное количество снимков. Сейчас снимки анализируют вручную, что задерживает процесс. Но хотят передать эту работу алгоритмам и с мая 2022 года внедряют искусственный интеллект. 

Именно портальные комплексы собираются развивать. Правительство планирует оснастить портальными комплексами пункты пропуска по программе модернизации. Это повысит безопасность и ускорит прохождение таможенного контроля. Плюсом установка портальных комплексов стоит в 1,5 раза дешевле, чем строительство стационарных. 

Портальный досмотровый комплекс запустили весной 2022 года на ж/д пункте пропуска Забайкальск. В мае этого года начал работать портальный комплекс в автомобильном пункте пропуска «Маштаково» в Оренбуржье на границе с Казахстаном. Скоро запустят комплекс в автомобильном пункте пропуска «Тагиркент-Казмаляр» на границе с Азербайджаном. Минтранс планирует установить в ближайшие годы 42 портальных досмотровых комплекса.

Портальный ИДК в ж/д пункте пропуска Забайкальск — Авангард Директ

В Забайкальске сканирование груза происходит, когда ж/д состав двигается со скоростью 70 км/ч. Источник 📷

Портальный ИДК в МАПП Маштаково — Авангард Директ

Портальный комплекс в автомобильном пункте пропуска «Маштаково» в Оренбуржье на границе с Казахстаном. Источник 📷

Портальный ИДК в МАПП Забайкальск — Авангард Директ

Таможня установила портальный ИДК в автомобильном пропуске Забайкальска в январе 2024 года. Комплекс работает в тестовом режиме — прохождение сканирования добровольное или на основе решения инспектора. Перед въездом в пункт пропуска установили электронную стойку, где можно согласиться или отказаться от сканирования. Источник 📷

Почему таможня развивает использование ИДК

Таможня видит будущее в полной цифровизации. Чтобы алгоритм мог вместо инспектора проверять импортные потоки грузов. Снимки ИДК играют ключевую роль в построении цифровой проверки.

Сейчас алгоритм учится читать снимки ИДК. Сервис уже распознает на снимках обувь, одежду, ткани, древесные плиты, которые классифицируются в 5 товарных группах. Достоверность автоматического распознавания в среднем – до 80,5%.

Тезисно об ИДК на таможне

  • Инспекционно-досмотровый комплекс — техническое средство таможенного контроля, которое сканирует содержимое контейнера или фуры.
  • Результат ИДК — снимок, который отражает содержимое контейнера или фуры.
  • ИДК назначают, когда таможенная система считает товар подозрительным и «срабатывает риск».
  • Досмотровые комплексы бывают стационарными в виде отдельного здания, мобильными, когда аппаратуру крепят на грузовик, и портальными, когда сканирующие устройства устанавливают прямо на пути следования груза.
  • Портальные ИДК — будущее тотальной таможенной проверки грузов.

Читать дальше

Таможенная система управления рисками и категорирование учвэдов — Авангард Директ

Зачем таможня разделяет импортеров на категории по уровню риска

И как это связано со скоростью прохождения таможенного контроля.