Зачем таможня разделяет импортеров на категории по уровню риска
Каждые три месяца таможня категорирует импортеров по уровню риска. Зачем это нужно и как это влияет на прохождение таможенного контроля?
25 января 2024
Содержание
1. Таможенная система управления рисками
2. Категорирование импортеров по уровню риска
— Зачем импортеру низкий уровень риска
— Где посмотреть свой уровень риска
— Как таможня разделяет импортеров на категории
Таможенная система управления рисками
Большинство импортных грузов проходит таможню в обычном режиме. Таможня регистрирует декларацию, а затем разрешает выпуск груза. Иногда эти операции проходит в автоматическом режиме, без участия инспектора. Тогда говорят об автовыпуске.
Но часть грузов попадает под дополнительные проверки. Могут запросить документы и сведения на поставку, взвесить и досмотреть груз. Чтобы проводить такие проверки не тотально, а выборочно, таможня прибегает к своему инструменту — системе управления рисками.
Система управления рисками — таможенный инструмент для точечного и эффективного контроля. Который состоит из алгоритма, массива данных о выпущенных декларациях и результатах проведенных проверок, а также связи с базами данных других ведомств.
Например, таможня проверила несколько партий с тканью из Индии и обнаружила расхождение данных об объеме материала в документах. Вот и профиль риска — проверять партии ткани из Индии. Когда проверки перестанут выявлять ошибки, профиль риска снимут.
Можно ли заранее узнать, «сработает ли риск» на импортную поставку? К сожалению, нет. Систему управления рисками регулирует центральное управление таможни. Информация является конфиденциальной и не подлежат разглашению. Поэтому заранее узнать, считает ли таможенная система определенный импортный товар подозрительным, не получится.
Оформите груз с «Авангард Директ», чтобы пройти таможню без штрафов и переплат.
Ценовые профили риска
Инспектор тщательно проверяет в импортной декларации достоверность таможенной стоимости. Ведь от таможенной стоимости зависит сумма таможенных платежей. Для этого нужно сверить цену заявленного товара с ценами уже ввезенных схожих товаров.
Однако с таким массивом таможенных данных инспектору не справиться за 4 часа. Поэтому подключается система управления рисками. Которая автоматически ищет идентичные товары и дает свое заключение — ниже или выше стоимость товара по отношению к уже ввезенным поставкам. Для упрощения аналитики система выдает два показателя: индекс таможенной стоимости и ценовой профиль риска. Что это такое?
Индекс таможенной стоимости (ИТС) — статистическая величина, которая отражает соотношение стоимости товара к его весу. Другими словами, сколько стоит 1 кг товара.
Ценовой профиль риска или стоимостной риск — отражает минимальную стоимость товара в таможенной базе.
Оба показателя являются конфиденциальной информацией таможенных органов. Поэтому заранее узнать, как соотносится цена вашего товара к ИТС и ценовому профилю, не получится.
Если система управления рисками обнаружит существенную разницу в цене декларируемого товара и уже ввезенных идентичных товаров, то «сработает риск». Тогда таможня пришлет дополнительный запрос импортеру для обоснования закупочной цены. Может скорректировать декларацию и выставить сумму обеспечения. Подробнее о корректировке таможенной стоимости, мы писали в отдельной статье.
🏀 Случай с поставкой спортивных товаров
Таможня с помощью СУР выявила разницу между заявленной ценой и ценой идентичного товара, который уже есть в таможенной базе. Тогда импортеру направили решение о корректировке таможенной стоимости. Импортеру пришлось доплатить таможне 200 тысяч рублей.
Категорирование импортеров по уровню риска
Система управления рисками работает не только в отношении декларируемых грузов, но и в отношении самих декларантов. Так, каждый квартал таможня разбивает учвэдов на три категории:
- высокий уровень риска — красный;
- средний — желтый (80-85% компаний);
- низкий — зеленый коридор (10-12% компаний).
Зачем импортеру низкий уровень риска?
Если таможня относит импортера к низкому уровню риска, то грузы компании начинают быстрее выпускать и даже применять автовыпуск. Сокращать количество досмотров, взвешиваний и других дополнительных мер контроля.
Где посмотреть уровень риска?
Компания может посмотреть свой уровень риска двумя способами. Первый — в «Личном кабинете участника ВЭД». Но сначала нужно подписать «Хартию добросовестных участников ВЭД». Второй способ — через письменный запрос в таможню.
Чтобы узнать свой уровень риска, нужно зайти в раздел «Категории уровня риска». Источник 📷
Как таможня разделяет импортеров на категории?
Чтобы попасть в категорию низкого уровня риска, базово нужно иметь минимум 70 выпущенных деклараций за два последних года. А главное — соответствовать 31 критерию, но избегать блокирующие параметры.
Например, компания должна исправно отвечать на запросы таможни и предоставлять документы в полном объеме, вовремя уплачивать таможенные платежи и штрафы.
📄 Все критерии отнесения учвэдов к НУР → приказ Минфина от 21.02.2020 № 29н
Критерии описаны в приказе, а также в разъяснениях таможни. Но сама процедура оценки проходит закрыто, кому и за что снизили «баллы» не разъясняют.