Зачем таможня разделяет импортеров на категории по уровню риска

Каждые три месяца таможня категорирует импортеров по уровню риска. Зачем это нужно и как это влияет на прохождение таможенного контроля?

25 января 2024


Содержание

1. Таможенная система управления рисками

Ценовые профили риска

2. Категорирование импортеров по уровню риска

Зачем импортеру низкий уровень риска

Где посмотреть свой уровень риска

Как таможня разделяет импортеров на категории


Таможенная система управления рисками

Большинство импортных грузов проходит таможню в обычном режиме. Таможня регистрирует декларацию, а затем разрешает выпуск груза. Иногда эти операции проходит в автоматическом режиме, без участия инспектора. Тогда говорят об автовыпуске.

Но часть грузов попадает под дополнительные проверки. Могут запросить документы и сведения на поставку, взвесить и досмотреть груз. Чтобы проводить такие проверки не тотально, а выборочно, таможня прибегает к своему инструменту — системе управления рисками.

Система управления рисками — таможенный инструмент для точечного и эффективного контроля. Который состоит из алгоритма, массива данных о выпущенных декларациях и результатах проведенных проверок, а также связи с базами данных других ведомств.  

Например, таможня проверила несколько партий с тканью из Индии и обнаружила расхождение данных об объеме материала в документах. Вот и профиль риска — проверять партии ткани из Индии. Когда проверки перестанут выявлять ошибки, профиль риска снимут.

Можно ли заранее узнать, «сработает ли риск» на импортную поставку? К сожалению, нет. Систему управления рисками регулирует центральное управление таможни. Информация является конфиденциальной и не подлежат разглашению. Поэтому заранее узнать, считает ли таможенная система определенный импортный товар подозрительным, не получится.

Оформите груз с «Авангард Директ», чтобы пройти таможню без штрафов и переплат.

Ценовые профили риска 

Инспектор тщательно проверяет в импортной декларации достоверность таможенной стоимости. Ведь от таможенной стоимости зависит сумма таможенных платежей. Для этого нужно сверить цену заявленного товара с ценами уже ввезенных схожих товаров. 

Однако с таким массивом таможенных данных инспектору не справиться за 4 часа. Поэтому подключается система управления рисками. Которая автоматически ищет идентичные товары и дает свое заключение — ниже или выше стоимость товара по отношению к уже ввезенным поставкам. Для упрощения аналитики система выдает два показателя: индекс таможенной стоимости и ценовой профиль риска. Что это такое?

Индекс таможенной стоимости (ИТС) — статистическая величина, которая отражает соотношение стоимости товара к его весу. Другими словами, сколько стоит 1 кг товара. 

Ценовой профиль риска или стоимостной риск — отражает минимальную стоимость товара в таможенной базе.

Оба показателя являются конфиденциальной информацией таможенных органов. Поэтому заранее узнать, как соотносится цена вашего товара к ИТС и ценовому профилю, не получится. 

Если система управления рисками обнаружит существенную разницу в цене декларируемого товара и уже ввезенных идентичных товаров, то «сработает риск». Тогда таможня пришлет дополнительный запрос импортеру для обоснования закупочной цены. Может скорректировать декларацию и выставить сумму обеспечения. Подробнее о корректировке таможенной стоимости, мы писали в отдельной статье.

🏀 Случай с поставкой спортивных товаров

Таможня с помощью СУР выявила разницу между заявленной ценой и ценой идентичного товара, который уже есть в таможенной базе. Тогда импортеру направили решение о корректировке таможенной стоимости. Импортеру пришлось доплатить таможне 200 тысяч рублей.

Категорирование импортеров по уровню риска

Система управления рисками работает не только в отношении декларируемых грузов, но и в отношении самих декларантов. Так, каждый квартал таможня разбивает учвэдов на три категории: 

  • высокий уровень риска — красный;
  • средний — желтый (80-85% компаний);
  • низкий — зеленый коридор (10-12% компаний). 

Зачем импортеру низкий уровень риска?

Если таможня относит импортера к низкому уровню риска, то грузы компании начинают быстрее выпускать и даже применять автовыпуск. Сокращать количество досмотров, взвешиваний и других дополнительных мер контроля.

Где посмотреть уровень риска?

Компания может посмотреть свой уровень риска двумя способами. Первый — в «Личном кабинете участника ВЭД». Но сначала нужно подписать «Хартию добросовестных участников ВЭД». Второй способ — через письменный запрос в таможню.

Категории уровня риска учвэдов таможня — Авангард Директ

Чтобы узнать свой уровень риска, нужно зайти в раздел «Категории уровня риска». Источник 📷

Как таможня разделяет импортеров на категории?

Чтобы попасть в категорию низкого уровня риска, базово нужно иметь минимум 70 выпущенных деклараций за два последних года. А главное — соответствовать 31 критерию, но избегать блокирующие параметры.  

Например, компания должна исправно отвечать на запросы таможни и предоставлять документы в полном объеме, вовремя уплачивать таможенные платежи и штрафы. 

📄 Все критерии отнесения учвэдов к НУР → приказ Минфина от 21.02.2020 № 29н

Критерии описаны в приказе, а также в разъяснениях таможни. Но сама процедура оценки проходит закрыто, кому и за что снизили «баллы» не разъясняют. 

Читать дальше