Лицензионные платежи. Почему их нужно включать в таможенную стоимость?

Включение лицензионных платежей в таможенную стоимость стало актуальной темой с начала 2021 года из-за отчета Счетной палаты. Сейчас таможня активно продолжает контролировать этот вопрос как важный инструмент пополнения бюджета. Разбираемся, что это за платежи и почему их нужно включать в таможенную стоимость.

27 апреля 2022

Что такое лицензионные платежи

роялти

Лицензионные платежи — выплаты за использование объектов интеллектуальной собственности.

Примеры объектов интеллектуальной собственности:

  • товарные знаки
  • производственное и маркетинговое ноу-хау
  • объекты авторского права
  • селекционные достижения
  • программное обеспечение

Например, российская компания импортирует футболки с изображением Микки Мауса. Изображение Микки Мауса — интеллектуальная собственность американской фирмы «Уолт Дисней Компани». Чтобы легально продавать товар с чужой интеллектуальной собственностью, российская компания платит лицензионные платежи.

Оформляйтесь с «Авангард Директ», чтобы проходить таможенный контроль с профессионалами.

Почему таможне важно знать о лицензионных платежах?

Лицензионные платежи нужно включать в таможенную стоимость. Это указано в пункте 7 статьи 40 Таможенного кодекса ЕАЭС. Для этого должны соблюдается два условия одновременно:

  • платежи относятся к ввозимым товарам
  • без интеллектуальной собственности нельзя продать товар

Однако такая формулировка создает правовую неопределенность. Например, нужно ли включать маркетинговое ноу-хау, которое способствует увеличению продаж, но не является неотъемлемым условием продажи товара?  

Для этого в ЕАЭС создали рекомендацию о включении лицензионных платежей в таможенную стоимость. При этом есть новое невключенное дополнение к рекомендации, важность которого обсуждали в начале апреля 2022 года на заседании совета Торгово-промышленной палаты РФ. Что свидетельствует о продолжающихся спорах и разночтениях в вопросе лицензионных платежей. 

📄 Когда включать лицензионные платежи в таможенную стоимость — рекомендация коллегии ЕЭК от 15.11.2016 № 20 

Почему контроль за включением лицензионных платежей усилился

Счетная палата сравнила цифры за период с начала 2018 по сентябрь 2020 года. Взяла данные налоговой службы по лицензионным платежам, которые были приняты к вычету при расчете налога на прибыль. И сравнила с данными таможни по лицензионным платежам в таможенной стоимости.

Разница между данными налоговых и таможенных органов вышла в 98,5 млрд. рублей. Это недоплата в бюджет из-за некорректного отражения лицензионных платежей в декларациях.

Поэтому Счетная палата рекомендовала таможне активнее проверять лицензионные платежи.

Таможня начала активнее проводить контроль лицензионных платежей:

👚 Пример с H&M

Компания H&M проиграла таможне спор о лицензионных платежах. В феврале 2021 года суд взыскал с компании более 3 млрд руб.

🪑 Пример с IKEA

В июне 2021 таможня обвинила компанию IKEA в неуплате таможенных платежей на сумму 1 млрд руб. Судебное разбирательство продолжается, но шведская компания выиграла спор в двух инстанциях. Потому что доказала, что лицензионные платежи распространяются только на услуги (обустройство магазинов, система торговли и прочее). И это не является неотъемлемой частью продажи товара.

Читать дальше

Как проверить товарный знак ТРОИС, Роспатент, ВОИС — Авангард Директ

Как импортеру проверить товарный знак

Чтобы ввезти груз с товарным знаком, нужно подготовиться. Проверить информацию о регистрации знака, связаться с правообладателем и получить согласие. Иначе таможня задержит выпуск декларации. Заведет дело об административном правонарушении, выпишет штраф и конфискует товар.

Параллельный импорт легализуют — Авангард Директ

Как легализуют параллельный импорт в России

Правительство впервые за 20 лет решает выборочно легализовать параллельный импорт. Что это такое и как изменится работа импортеров?

Таможенный транзит импортных грузов — Авангард Директ

Таможенный транзит импортных товаров

Как сообщить таможне о перемещении груза из одного таможенного пункта в другой? Рассказываем с чем импортер может столкнуться при таможенном транзите груза.