Как затор в Суэцком канале повлияет на перевозки грузов

Шесть дней контейнеровоз Эвер Гивен перекрывал Суэцкий канал. За это время скопилась очередь на проход канала и образовался альтернативный грузопоток вокруг Африки. В результате расписание судов сбилось, нехватка оборудования усиливается, а обходной маршрут становится все более привлекательным.

30 марта 2021



Контейнеровоз Эвер Гивен (Ever Given) сел на мель в Суэцком канале 23 марта. Сильный ветер развернул судно поперек канала. Нос и корма контейнеровоза врезались в берега. Это произошло в южной части канала, где нет параллельных путей для обхода застрявшего контейнеровоза. Поэтому Суэцкий канал был блокирован на движение в обе стороны. Команде спасателей удалось снять с мели Эвер Гивен утром 29 марта.

Эвер Гивен длиной как небоскреб — 400 метров, перевозит до 20 тысяч стандартных контейнеров. Судно принадлежит компании Эвергрин (Evergreen). Контейнеровоз шел из Китая в Роттердам. Эксперты оценивают в 1 млрд долларов стоимость товаров, которые застряли на Эвер Гивен.

Вызволением судна занимается команда спасателей из администрации Суэцкого канала и голландской компании Boskalis. Первые попытки сдвинуть контейнеровоз буксирами не увенчались успехом. Нос судна глубоко зарылся в песке. Чтобы снять контейнеровоз с мели нужно было разгрузить судно или углубить дно. Для разгрузки судна требуется разместить краны для снятия контейнеров при условии отсутствия причала. Это невозможно организовать быстро, поэтому с 25 марта команда приступила к дноуглубительным работам. 

«Он, как кит на пляже, создаёт огромное давление на песок. Нам придётся разгружать его, чтобы снизить давление, и одновременно размывать песок».Петер Бердовски, глава голландской компании Boskalis.

С берега экскаваторы, бульдозеры и земснаряд подкапывали песчаный берег, чтобы углубить дно. Команда достигла результатов утром 29 марта. После удаления 27 тыс. куб. м песка и грязи контейнеровоз вернули в фарватер Суэцкого канала.

Последствия затора в Суэцком канале для контейнерных перевозок

В Суэцком канале скопилось много судов. На второй день после происшествия в канале было 186 судов. На четвертый день количество выросло до 300. На понедельник 29 марта очередь составляла 369 морских транспортных средств.

После запуска движения судна прибудут в европейские порты, которые столкнутся с ростом объемов контейнеров. Это временно превысит их пропускную способность.

Суда будут прибывать с опозданием на несколько дней. Поэтому грузополучатели не смогут освободить и вернуть контейнеры вовремя. В Азию контейнеры вернутся позже запланированного. Это увеличит спрос на оборудование, приведет к росту фрахтовых ставок.

Контейнеры попадут во второе горлышко бутылки, которое образуется в европейских портах.

Затор в Суэцком канале заставил морские линии задуматься об альтернативном пути вокруг Африки — через мыс Доброй Надежды. 

Так, другой контейнеровоз компании Эвергрин изменил свой маршрут 25 марта и направился на юг Африки. Контейнеровоз под названием Эвер Грит (Ever Greet) следует из Малайзии в Европу. Первоначально маршрут шел через Суэцкий канал.

Контейнеровоз Эвер Грит поменял маршрут 25 марта. В обход Суэцкого канала.
Источник — VesselsValue

Путь из малоазийского порта Танджунг Пелепас в Роттердам через Суэцкий канал занимает около 22 дней. На измененный путь через мыс Доброй Надежды уйдет 28 дней. Для Эвер Грит — шесть дополнительных шесть плавания по сравнению с ожидаемым.

Путь в обход Суэцкого канала через мыс Доброй Надежды увеличит время транспортировки. Это 7-10 дневная задержка по сравнению с первоначальным графиком отправки.

Рост интереса к маршруту вокруг Африки начался весной прошлого года. Бункерное топливо подешевело с начала 2020 года. Поэтому количество контейнеровозов, которые предпочли использовать мысовый путь в обход Суэцкого канала, начало расти еще весной прошлого года. Согласно исследовательскому агентству Alphaliner количество контейнеровозов по маршруту достигло исторического максимума мирного времени, то есть с 1975 года. В прошлом году изменили маршрут девять рейсов из Европы в Азию, восемь из Северной Америки в Азию. Суда принадлежали Evergreen, MSC, ONE и Cosco.

Сейчас о смене маршрута сообщают Maersk и Hapag-Lloyd. На 29 марта Maersk перенаправил 15 контейнеровозов, Hapag-Lloyd — 6 контейнеровозов через мыс Доброй Надежды. 

Благодаря низкой стоимости бункерного топлива маршрут в обход Африки обойдется в 300 тысяч долларов на топливо. Проход через Суэцкий канал для контейнеровоза вместимостью 20 тысяч стандартных контейнеров стоит 700 тысяч долларов. Поэтому альтернативный путь становится более привлекательным.

Выводы

Затор в Суэцком канале вызвал сбои и задержки в международном судоходстве. Такие проблемы имеют волновой эффект. Это означает, что расписание приходов судов может восстановиться только через месяц, а нехватка контейнеров для отправки грузов из Китая может возникнуть через неделю. Кроме того, морские линии могут увеличить число маршрутов вокруг Африки в обход Суэцкого канала.

Читать дальше