Новости

Сентябрь 2020

ФТС закроет 11 таможен, а другую часть лишит компетенции по принятию и выпуску деклараций


Реорганизация таможни началась три года назад с принятия Комплексной программы развития ФТС. Коллегия ФТС разработала программу до 2020 года и сейчас мы видим, как форсированно развиваются события. ФТС ликвидирует 11 таможен только за сентябрь и лишает ряд таможен права принимать и выпускать декларации в электронном виде.

Ликвидация происходит путем присоединения постов к новым управлениям. Так, с 1 сентября ФТС сократила аппарат и функциональные отделы Архангельской таможни, а все посты передала в ведение Мурманской таможни. До конца сентября закроют еще 10 таможен. Это Биробиджанская, Благовещенская, Камчатская, Магаданская таможни на Дальнем Востоке. Миллеровская, Таганрогская и Сочинская таможни на юге. Тверская, Липецкая и Ярославская таможни в центральном районе.

Для импортера или экспортера ликвидация неощутима. Все посты сохранены — логистику менять не нужно. Перераспределение компетенций более интересный момент, и вот почему. 

ФТС укрупняет ЦЭДы и лишает другие посты компетенции по приему и выпуску электронных деклараций. Так, 27 августа отключили Владимирский ЦЭД, а декларации направили в Центральный таможенный пост (ЦЦЭД). За месяц до этого к ЦЦЭД присоединили Брянскую и Белгородскую таможни. Центральный пост обрабатывает весь поток деклараций ЦТУ. Это большое скопление в одном месте. Такое же перераспределение происходит на юге в Новороссийский и Ростовский ЦЭДы, на Востоке страны в Дальневосточный и Владивостокский ЦЭДы.  

Что с СЗТУ? С 1 сентября Мурманскую вместе с присоединенными постами бывшей Архангельской таможни лишили права принимать и выпускать декларации, как и Карельскую таможню. Пулковскую отключат от регистрации деклараций с 30 сентября. С 28 октября лишат компетенции Псковскую, Кингисеппскую, Выборгскую таможни. Все шесть таможен будут заниматься фактическим контролем. Прием и выпуск деклараций возьмет на себя СПб ЦЭД (он же с 30 сентября Северо-Западный ЦЭД), а декларации на водные виды транспорта заберет Балтийский ЦЭД.   

ФТС к скоплению деклараций готовится, но переходный период не проходит без сбоев.  

📃Как распределяются компетенции таможенных органов и сроки введения  — распоряжение ФТС от 29.06.2020 г. № 228-р

Август 2020

Повышение ставок таможенных сборов с 1 августа


Ставки таможенных сборов изменятся с 1 августа 2020 года. О новых ставках — в постановлении Правительства РФ от 26 марта 2020 года №342.

Ставки таможенных сборов в рублях при процедуре выпуска для внутреннего потребления↴

Диапазон таможенной стоимости груза

<= 200 тыс. руб.

<=450 тыс. руб.

<= 1,2 млн. руб.

<=2,7 млн. руб.

<=4,2 млн. руб.

<=5,5 млн. руб.

<=7 млн. руб.

<=8 млн. руб.

<=9 млн. руб.

<=10 млн. руб.

>10 млн. руб.

Ставки таможенных сборов до 1 августа

500

1 000

2 000

5 500

7 500

7 500

20 000

20 000

20 000

20 000

30 000

Новые ставки таможенных сборов

775

1 550

3 100

8 530

12 000

15 500

20 000

23 000

25 000

27 000

30 000

Так, если таможенная стоимость товара равна 4,3 млн. руб., то сбор составит 15,5 тыс. руб.

Июль 2020

Централизация таможни: один пост для подачи деклараций на транспортные средства и алкогольные напитки


С июля 2020 года таможня принимает ряд подакцизных товаров только на одном посту. Это акцизный специализированный таможенный пост (ЦЭДе ЦАТ). При этом груз фактически может располагаться, например, в Владивостокском порту.

Минфин разбил товары на два списка. В приложении №3 вино, пиво и фрукты с содержанием спирта. В приложении №5 транспортные средства и самоходные машины.

Чтобы подать декларацию, нужно разместить товар на таможенном посту, который уполномочен проводить фактический контроль. Для списка товаров из приложения №3 смотреть в перечень постов приложения №4, соответственно для товаров из приложения №5 — в приложении №6. Заранее спланируйте логистику, чтобы попасть на верный пост. Например, если вы ввозите товар в Санкт-Петербург в коде 8543 70 900 0, то разместить его нужно на Шушарском таможенном посту.

Схема подачи декларации меняется, если указанные товары ввозятся в одной партии с другими товарами. Таможня пишет о двух вариантах декларирования

Партию товаров, которая ввозятся вместе с товарами из приложения №5, можно оформлять на ЦЭД ЦАТ или выделить в отдельную декларацию. При разбивке товаров вы подаете две декларации: на товары из приложения №5 на ЦЭД ЦАТ и на остальные товары на другой пост. 

Если ввозите товары из списка приложения №3 вместе с другими товарами, то партию придется разбить. ЦЭД ЦАТ не имеет полномочий на совершение таможенных операций в отношении товаров, ввозимых в одной товарной партии с неподакцизными товарами, указанными в приложении №3.

📃Уполномоченные органы и список товаров — приказ Минфина России от 18 февраля 2020 г. № 27н

Май 2020

Министерство промышленности и торговли с 1 мая будет передавать электронные лицензии в информационную систему таможни


Ввоз или вывоз ряда товаров требует получения лицензии. Такие товары перечислены в едином перечне. Например, если вы ввозите радиоэлектронные средства, потребуется оформить лицензию. Минпромторг отвечает за выдачу лицензий на импорт и экспорт, ведет реестр таких лицензий. После получения лицензии ранее участник ВЭД сам передавал документ в таможенный орган с указанием, где будет производиться таможенное оформление.

С 1 мая министерство будет отправлять электронные лицензии напрямую в таможенную систему. Новый порядок касается лицензий, которые выдает Минпромторг в электронной форме. Чтобы проверить наличие переданного документа, нужно зайти в личный кабинет участника ВЭД в раздел «Разрешительные документы». 

Появление данных о лицензии в таможенной системе освобождает участника ВЭД от необходимости предоставлять отчет и справку о ходе исполнения лицензии. 

📃Упрощение порядка работы с лицензией на импорт и экспорт — приказ ФТС России от 18.12.2019 № 1907

Апрель 2020

Сертификат о происхождении формы «А» можно предоставлять в виде копии


При таможенном оформлении можно предоставить бумажную или электронную копию сертификата о происхождении товаров формы «А». Данный сертификат необходим для подтверждения тарифных преференций при ввозе товара. 

Действие решения совета ЕЭК начинается с 18 апреля и продлится до 30 сентября. Документ принят в рамках борьбы с распространением вирусной инфекции.

Оригинал сертификата импортер обязан представить в таможенный орган не позднее 6 месяцев с даты регистрации декларации на товары, в ином случае — происхождение товара считается неподтвержденным.

Балтийская таможня уточняет, что к копии сертификата необходимо предоставить письмо-обязательство. Письмо пишется на фактический пост контроля. Отправляется на накопительный ящик или на электронную почту таможенного поста.

📃О предоставлении сертификата формы «А» в виде копии — решение совета ЕЭК от 03.04.2020 №36.

Апрель 2020

Торгово-промышленная палата разъяснила применение форс-мажора для внешнеэкономических сделок


Торгово-промышленная палата ответила на вопросы, которые касаются форс-мажора. Обстоятельства непреодолимой силы или форс-мажор применяются юридическим лицом, чтобы обосновать причину невозможности исполнения контракта. Чтобы подтвердить обстоятельства форс-мажора, нужно обратиться в ТПП за получением сертификата об обстоятельствах форс-мажора. На сайте палаты можно заказать сертификат, узнать процедуру его получения и список необходимых документов. 

Экспорт. Если вы должны по контракту отправить партию масок, бахил, бинтов, но начал действовать запрет правительства на вывоз такой продукции, это форс-мажор. Торгово-промышленная палата выдаст вам сертификат об обстоятельствах форс-мажора. Вы в свою очередь отправляете этот документ своему иностранному контрагенту.

Импорт. Вы по контракту ожидаете товар из Китая. Товар вы обязаны передать другому юридическому лицу в России, в вашем договоре с ним прописаны штрафные санкции за несоблюдение сроков. Завод в Китае останавливают из-за эпидемии, он не в состоянии выполнить свои обязательства. В этом случае необходимо попросить иностранного контрагента получить в Китайском комитете по содействию в международной торговле (CCPIT) сертификат о форс-мажоре и направить его вам. Это поможет отстоять свои права перед третьим лицом, с которым у вас договор о поставке в России.   

Март 2020

Правительство РФ перенесло дату ввода обязательной маркировки обуви


Постановлением Правительства РФ от 29 февраля 2020 года № 216, которое опубликовано 3 марта, перенесены сроки введения обязательной маркировки обуви.

Чтобы обеспечить полную готовность бизнеса и государственных органов сроки переместились с 1 марта до 1 июля. Теперь ввод в оборот импортной обуви без маркировки запрещен с 1 июля 2020 года. Если обувь куплена до 1 июля, но ввезена позднее, то промаркировать её можно до 1 августа.

Март 2020

Маерск вместе с ФТС России увеличивает транзитный поток груза и запускает обмен логистической информацией


Маерск в сотрудничестве с ФТС России с марта 2020 года запускает пилотный проект по обмену логистической информацией и увеличивает регулярное отправление транзитных грузов из Азии в Европу через Транссибирскую магистраль.

Взаимодействие международной компании и государственных органов РФ началось в июне 2019 года с подписания меморандума об интеграции грузоперевозок. Документ предполагает создание общей информационной системы, где будут работать госорганы, перевозчики, транспортные компании и другие участники логистической цепочки. Информационной системой выступает блокчейн-платформа Tradelens, которая уже охватывает 20 стран и 600 портов мира.

Маерск и ФТС России начинает с марта 2020 года тестовый режим обмена информации о грузе в системе Tradelens. Это первый этап проекта внедрения, который продлится до мая и реализуется на базе Большого порта Санкт-Петербург. Перевозчик будет передавать предварительную информацию о грузе. Таможенные службы будут на основе этой информации принимать решение о проведении контроля. Данная схема взаимодействия снижает время на таможенное оформление и уменьшает количество нерезультативных проверок.

В рамках взаимодействия международная компания запустила отправление грузов из Азии через порт Восточный до порта Санкт-Петербург через Транссибирскую магистраль. Сервис соединяет азиатские порты и европейские. Преимущество сервиса — сокращение транзитного времени с 45 дней по морскому пути до 20 суток по новому направлению. Линейное расписание нового коридора с марта 2020 года увеличится до двух раз в месяц.

Февраль 2020

Фабрики в Китае откроются после каникул


В связи со вспышкой пневмонии власти Китая продлили каникулы сначала до 3 февраля, затем до 10 февраля. Ряд регионов назначил другие сроки выхода. Так, провинция Хубей возобновит работу с 14 февраля, а Цзилинь с 24 февраля.

По сообщениям наших контрагентов порты работают в обычном режиме, однако внутренние сообщение грузов и почты затруднено. Мы ожидаем снижение грузопотока с середины марта по май.

О возможной приостановке работы заявили завод Ниссан, который производит автомобили в Санкт-Петербурге, также КаМАЗ. Сокращение производства связано с возможными перебоями в поставке комплектующих из Китая.

Июль 2019

Обязательное информирование о прибытии морских грузов


С 1 июля 2019 года вступает в силу решение ЕАЭС о предварительном информировании. Морские перевозчики обязаны предварительно отправлять информацию о прибывающем грузе. За несоблюдение требований предусмотрена административная ответственность.

В теории предварительное информирование призвано сократить время и денежные затраты на перемещение груза в порту. ФТС обрабатывает предварительную информацию для оценки рисков. В случае назначения таможенного контроля груз сразу по прибытии перемещают на досмотровую площадку, весы или размещается недалеко от инспекционно-досмотрового комплекса.

На деле ФТС не может оценить риски на основе поступающих данных от перевозчиков. Расширенными данными о грузе владеет импортер. Чтобы предварительно принять решение о таможенном контроле, нужно получить точное описание товаров, кодов ТН ВЭД, сертификатов происхождения, импортных карантинных разрешений. Введение предварительного информирование — шаг к ускорению процесса таможенной очистки грузов.