Сделай это в Китае

В этом году вышла книга «Сделай это в Китае!». Автор — Ольга Новикова, которая организует производство в Китае с 2007 года. В книге описано все: от разработки продукции до доставки партии товара на склад. Это 500 страниц инструкций и советов. Мы прочли и делимся мыслями о книге.

14 июля 2020

Ольга поэтапно раскрывает в книге процесс запуска производства товара в Китае. Переговоры, подпись контракта, заказ образцов, подсчет затрат и себестоимости, подготовка документов для транспортной компании и таможенного оформления — любую главу книги можно прочесть отдельно. Поэтому книга «Сделай это в Китае!» будет интересна как специалистам, которые занимаются поиском поставщиков, так и тем, кто отвечает за логистику.

Книга не запутает новичка, а специалист с опытом найдет в ней нужные советы, чек-листы и формы для ведения учета.  

Нам понравилось, что в книге описаны отношения между импортером и компанией, которая организует перевозку и таможенное оформление. Этому посвящена целая глава. «Работающие с вами менеджеры будут вашей путеводной звездой в доставке товара из Китая до вашего склада» — пишет автор. 

Что более важно, в других главах упоминается, когда нужно обращаться к таможенному представителю. Например, если вы получили большую скидку на товар, то таможня может назначить корректировку таможенной стоимости. Поэтому лучше заранее проконсультироваться с таможенным брокером.

Содержание книги.

Детальные ответы на вопросы

Первым этапом для импортера станет поиск поставщиков за границей. Вроде ничего сложного — напиши письмо на завод, найди поставщика на Алибаба или съезди на выставку в Китай. 

Какие проблемы могут возникнуть? Компании, которые представляются как заводы-производители, могут оказаться посредниками. Как понять, что перед вами трейдер? Хорошо, вы выяснили, что это производитель. Какие документы нужно запросить? На каких сайтах можно проверить контрагента? Как узнать, есть ли на китайского производителя судебные дела? 

Вопросы возникают на первоначальном этапе поиска — ты пишешь китайцам, а они не отвечают на запросы. Почему? Или по выбранным поисковым запросам находится мало заводов. Как формулировать запрос и на каких площадках искать? 

В книге подробно расписаны ответы на вопросы. К каждому этапу приведены описания ситуаций,чек-листы и примеры документов.

Например, если это глава про письма к поставщикам, то есть примеры плохих и хороших текстов запросов.«Китайцы сейчас действительно довольно избирательны в общении с клиентами. Если они не видят в вас потенциального заказчика с большим объемом закупок, то они могут вам или вовсе не отвечать, или общаться неохотно». 

В главе про посещение фабрики Ольга подготовила для читателя список вопросов к будущим китайским партнерам. «При посещении задавайте свои вопросы […]. Так вы получите более полную картину деятельности фабрики». Вопросы разбиты по категориям: о фабрике, об управленцах, о рабочих, о производственных возможностях, о контроле качества и других клиентах. Новичкам это удобно, а специалисты обнаружат вопросы, которые не задавали ранее. 

В главе про документацию заполнены примеры формы заказа, проформы инвойса и упаковочного листа. Здесь же для удобства есть чек-лист с перечислением документов и важных сроков, чтобы ничего не забыть. Он составлен в виде таблицы, которую удобно перенести в эксель, гуглдокс или отдать программисту, чтобы такая форма появилась в вашей учетной программе.

Разбитая посуда: как работать над качеством сотрудничества

У импортеров есть страх, что китайские поставщики обманут, произведут некачественный товар или украдут концепцию товара.

Вы оплатили заказ, ждете первую партию товара. Вам приходит товар с браком. Это поцарапанные стаканы, или рисунок на стакане нанесен со смещением и товарный вид испорчен. Как не допустить этого?  

Главная цель автора книги — развеять страх работы с китайскими фирмами. Для этого в книге несколько глав посвящено поиску и отбору правильных контрагентов, правилам ведения переговоров и тем вопросам, которые требуется задать без стеснения. 

Чтобы товар производился только для вас, защитите интеллектуальную собственность. Составьте договор и позаботьтесь о пресс-формах. «Юридически защитите пресс-формы: ведь это же ваша интеллектуальная собственность! Иначе вы скоро увидите такой же товар у своих конкурентов».

Для контроля за качеством на производстве нужно нанять инспектора. Нельзя полагаться на качество работы фабрики или постоянно ездить к ним самим. Как найти нужного инспектора? Какие критерии проверки назначить, чтобы свести к минимуму количество бракованного товара? Все в посвященной этому вопросу главе. 

Кроме того, есть глава о том, как обманывают китайцы. Это мошенничество в интернете, когда отгружают товар внешне похожий на ваш заказ. Например, мел вместо дорого химического вещества. Или повышение цены после оплаты аванса. На каждый вариант обмана написано решение проблемы. После прочтения вы будете бдительнее и сможете распознать первые признаки «плохого» поведения контрагентов. 

Контроль, бдительность и дотошность приведут вас к получению уникального товара без потери качества.

О книге

Книга «Сделай это в Китае!» издана Альпина Паблишер в 2020 году. Легко читается благодаря образам и примерам, которые использует Новикова Ольга в своей книге. Много материала из разряда «бери и делай»: что взять с собой на выставку, как рассчитать себестоимость товара, как получить образец товара, как проверить надежность поставщика.

См. также