Нехватка контейнеров в Китае

На 70% выросли ставки на морские контейнерные перевозки. Это произошло по причине дисбаланса контейнерного оборудования в Китае. Разбираемся, как образовался дисбаланс, какие еще причины роста ставок и чего ожидать дальше.

18 ноября 2020



Ставки на морские контейнерные перевозки к 45 неделе (первой неделе ноября) выросли на 70% по сравнению с той же неделей в прошлом году:

  • 2019 год — 729 долларов США
  • 2020 год — 1 246 долларов США

По данным Шанхайской судоходной биржи (фрахтовый индекс SCFI) .

На графике ниже расположены данные фрахтового индекса SCFI за последние три года. Отчетливо виден рекордный рост в 2020 году.

Фрахтовый индекс SCFI из Азии в Северную Европу. Индикатор отражает спотовую стоимость в долларах США за 40 футовый контейнер. Динамика в разрезе недель.

Фрахтовый индекс SCFI из Азии в Северную Европу. Индикатор отражает спотовую стоимость в долларах США за 40 футовый контейнер. Динамика в разрезе недель.


Исследовательское агентство Alphaliner назвал 2020 год «одним из самых странных» для контейнерной индустрии. Потому что факторы падения спроса и затем резкого роста были непредсказуемы.

Hapag-Lloyd назвал глобальную нехватку контейнеров «черным лебедем», отметив «сильнейшее увеличение спроса на 40-ка футовые контейнеры после одного из самых сильных спадов в истории» в течение шести месяцев.

Главные факторы — нехватка оборудования и рост импорта в Северную Америку

В прошлом году аналитики рынка опасались обрушения ставок на океанские контейнерные перевозки и рекомендовали увеличить объемы списания лишних судов для поддержки ценовой конъюнктуры на рынке. К этому прибавились пессимистичные прогнозы в первой половине 2020 года. Поэтому судоходные компании сократили рейсы и не расширяли парк контейнеров.

желание судоходных компаний удержать прибыльность при падении стоимости перевозок в 2019 году и пессимистичных прогнозах в первой половине 2020

Международная торговля во втором и третьем квартале упала, особенно экспорт в Китай. Суда выходили с грузом из стран Азии, а обратно возвращалась малая доля.

Компаниям не выгодно ставить на рейс суда с пустыми контейнерами, особенно при пессимистичных прогнозах развития международной торговли. Поэтому контейнеры накапливались в течение нескольких месяцев в пунктах назначения в Европе и Северной Америке.

Это привело к неравномерности распределения контейнеров и их нехватке в портах Китая. К концу сентября индекс доступности контейнеров в Шанхае упал до 0,27. Индекс колеблется от 0 до 1. Показатель ниже 0,5 отражает дефицит оборудования.

неравномерность распределения контейнерного оборудования по миру

В сентябре глобальный спрос на контейнерные перевозки вырос на 7% по сравнению с 2019 годом по данным Container Trade Statistics (CTS). Основной драйвер роста — контейнерный импорт в Северную Америку. Прирост импорта составил 23% год к году и на 6% к уровню августа. Импорт в США — товары народного потребления. На 12,3% выросли продажи категории «мебель и бытовая техника», на 9,7% — «прочие товары краткосрочного пользования», куда входят такие категории как игрушки, постельное белье, моющие средства. Отсюда высокий спрос на 40 футовые контейнеры.

рост спроса на товары народного потребления в США

Что делают судоходные компании и чего ожидать

Судоходные компании в сложившейся ситуации стараются вернуть контейнер быстрее назад в Китай и найти новые решения. Так, в компании Hapag Lloyd сообщают о полной загруженности мощностей. В ноябре 3 из 4 контейнеров в 40-футовом парке задействованы в отгрузке. Компания заполняет сухими товарами (текстиль, обувь или электроника) 40-футовые рефрижераторные контейнеры. И отправляет рефрижераторные контейнеры в выключенном состоянии в места спроса на температурные товары, чтобы вывезти рефконтейнер обратно экспортом. Предлагает 20-футовые и 45-футовые контейнеры в качестве замены 40-футовых.

Ситуация с высокими ставками привлекла внимание правительство Китая и США. В сентябре оба правительства предупредили морские линии, что повышение цен на морские перевозки может привести к антимонопольным мерам против альянсов. Однако, высокие ставки могут продержаться вплоть до китайского нового года.

Читать дальше