«Честный знак»: как работать с маркировкой импортерам

Обязательная маркировка потребительских товаров средствами идентификации вводится в этом году на обувь, табак, лекарства, духи и туалетную воду, фотоаппараты, шины и покрышки. Рассказываем, что нужно делать импортерам.

29 мая 2020



Когда клиент присылает нам документы на товар, мы проверяем весь комплект. Уточняем, как выглядит этикетка, проверяем корректность её оформления.

С введением обязательной маркировки на ряд товаров рассказываем, почему важно до отгрузки проверить все документы и этикетки на товар. Опишем поэтапные действия для импорта маркированного товара, с какими проблемами встретились участники ВЭД и как их решают. И почему важно прочитать это, если даже вашего товара нет в списке обязательной маркировки. 



Инструкция для импортера


Что нужно сделать импортеру товара:

  • Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) и средство криптографической защиты информации (СКЗИ).
  • Зарегистрироваться в системе «Честный знак» и подписать договор с оператором системы.
  • Вступить в Ассоциацию автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» для получения первых 14 символов маркировки (GTIN). Членский взнос равен 25 000 рублей, но для зарегистрированных в системе «Честный знак» — 3 000 рублей.
  • Установить электронный документооборот. Проверить на подключение к ЭДО своих контрагентов, которым затем будете перепродавать товар. Без их электронного акцепта продажа товара в системе «Честный знак» не зарегистрируется. Исключения: если коммерческая организация покупает товар для собственных нужд и перепродавать его в дальнейшем не собирается, то акцептовать электронно не требуется.  
  • Приобрести:
    • 2D сканер для штрих-кодов Data Matrix;
    • принтер этикеток для маркировки остатков. Принтер может понадобиться в дальнейшем для перемаркировки в случае порчи этикетки, пересорта товара.
  • Решить, как и где маркировать товар до подачи декларации в российскую таможню. Правило распространяется на процедуры выпуска для внутреннего потребления и реимпорта. Заявлять товар без нанесенной маркировки можно под процедурой таможенный транзит и таможенный склад. 


Где импортеру маркировать товар


ЕАЭС разрешает импортеру маркировать товар за границей или на специализированных складах. В России специализированные склады — таможенные склады. Сложилось три варианта, где можно промаркировать товар.


На производстве за границей

Импортер оформляет запрос на получение кодов маркировки в России. Коды передает на производство за границу. На фабрике изделия маркируются индивидуальными кодами. Затем при упаковке изделий в короба или на паллеты производят агрегацию. Объединяют индивидуальные коды в групповой. Появляется код идентификации транспортной упаковки — SSCC. Фабрика отправляет импортеру данные о загрузке с индивидуальными и агрегированными кодами. 

Для того, чтобы напечатать и наклеить этикетки, потребуется купить специальные принтеры и программное обеспечение для преобразования данных в этикетку, обучить персонал и организовать систему контроля. Крупные производства потребуют внедрить автоматизированные системы маркировки в цепочке производства изделия, иначе время на изготовление товара увеличится.

Компания «Снежная королева» внедряла RFID маркировку на производство за границей. Менеджер компании Владимир Поляк рассказывает в интервью электронному журналу Retail-Loyalty: «… товар маркируется и сканируется еще на этапе производства за границей, и сформированные данные передаются нам напрямую от производителя. […] мы обеспечили каждую производственную площадку необходимыми сканирующими средствами». 

Способ не подойдет тем импортерам, которые покупают товар в маленьких для фабрики количествах. Изготовитель не согласится тратить время на маркировку. Либо импортер сам не доверит маркировку иностранному контрагенту, потому что любая ошибка будет стоить дороже при обнаружении таможенными службами.


На консолидированном складе в Европе

Если товар закупается небольшими партиями и ввозится на территорию России сборным грузом, то промаркировать товар удобнее на консолидированных складах. На складе консолидации в Западной Европе услуга стоит около 35 рублей за одну марку, в Прибалтике — 15 рублей.

Когда фабрика отказывает импортеру в нанесении маркировки, а в России не находится подходящего таможенного склада, крупные поставки товаров маркируются на складах Прибалтики или Западной Европы. Это создает новые логистические звенья, временные и денежные затраты. 


На таможенном складе

Маркировать товар можно только на таможенном складе, не на складе временного хранения. Чтобы воспользоваться этим способом, нужно заявить процедуру таможенного транзита → привезти на склад → заявить процедуру таможенного склада → промаркировать товар → заявить процедуру выпуска для внутреннего потребления. Об этом говорил представитель таможенных органов на онлайн-конференции «Маркировка обуви и легпрома 2020». Его выступление начинается с 19 минуты видеодорожки.

На декабрь 2019 года в реестре таможенных складов числилось 458 складов в России. Для целей маркировки потребуется оборудовать и открыть новые пространства такого типа. Так, компания «Л’Этуаль» подсчитала свои расходы на маркировку и решила, что при их объемах продукции экономичнее открыть собственный таможенный склад. Затраты на одну марку будут равняться 5 рублям.



Изменение бизнес-процессов


Правительство ввело обязательную маркировку товаров, вместе с тем систему прослеживаемости товаров. Это привело к необходимости решения организационных вопросов.  


Как вести учет? 

Если импортеры и производители вели удобный объемно-артикульный учет, то с проставлением кода каждому экземпляру товара придется вести поштучный учет

Михаил Уржумцев, генеральный директор компании «Мэлон Фешн Груп», отмечал необходимость изменения бизнес-процессов в интервью New Retail: «… меняются требования к управленческому учету – по сути, будет необходимо вести поштучный учет продукции. Это кардинальные изменения для больших компаний».


Как контролировать ввод и вывод кодов маркировки? 

Сначала о цене ошибок. Например, на складе рабочие сформируют коробку из десяти изделий на отгрузку. Для этого просканируют все изделия и ошибочно одно изделие пропустят. Затем создадут агрегированный код для коробки и все данные запишут в отгрузочный документ. Ситуация приведет к следующим проблемам. Если ошибку выявят до отгрузки, то это потребует заново сформировать упаковку и просканировать товары. Если же коробка попадет к следующему покупателю, он не сможет принять к учету и реализовать ошибочный товар. 

Если импортер обнаружит ошибку в кодах маркировки после выпуска груза таможней, придется вносить изменения в ДТ. Согласно таможенному кодексу ЕАЭС и решения ЕЭК №289 это возможно только после проведения  таможенного контроля.

Решения:

  • При первичной приемке товара сверять коды на товаре и в документах;
  • Для больших потоков товаров установить программное обеспечение, которое будет передавать данные в систему «Честный знак», выявлять ошибки двойной сверкой собственной базы данных и данных в государственной системе. Компании, которые предлагают программное обеспечение, указаны в разделе «Партнеры» на сайте оператора маркировки «Честный знак».


Вывод


Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, будет расти. По поручению правительства РФ к 2024 году система должна охватить широкий перечень потребительских товаров. Если товара сейчас нет в списке, то скоро он может там появиться.

Присматривайтесь к опыту компаний, которые сейчас меняют процессы производства, ввоза и учета товара. Если правительство введет обязательную маркировку товара, которые вы импортируете. Участвуйте в начальном этапе внедрения. Во время эксперимента вы получите ответы на свои вопросы, выработайте схему действий и внедрите нужное оборудование.


Изображение: честныйзнак.рф

См. также