Диспетчеризация деклараций на товары

С февраля ФТС запустила диспетчеризацию деклараций. Что такое диспетчеризация? Как предсказать, в какой таможенный орган отправится декларация?

09 февраля 2021



С 1 февраля 2021 года ФТС запустила алгоритм автоматического распределения деклараций на товары, то есть диспетчеризацию деклараций. В какой из 16 центров электронного декларирования попадет декларация? В чем суть алгоритма?

Как происходит диспетчеризация

Импортер или экспортер по прибытию груза на таможенный терминал подает декларацию на товары. Декларация попадет в таможенную систему, где ее обрабатывает алгоритм диспетчеризации. Алгоритм не учитывает, какой таможенный пост указал декларант, а выбирает центр электронного декларирования самостоятельно. Как алгоритм распределяет декларации?

Алгоритм учитывает компетенцию таможенного органа по виду товара и транспорта, место налогового учета декларанта, место нахождения товаров, время работы конкретного центра электронного декларирования, наличие нештатных ситуаций в конкретном таможенном органе и ряд других факторов.


1. Распределение по типу товара

Подакцизный товар → декларация в Центральный акцизный таможенный пост (ЦЭД).

Пример: импортер завез партию самоходных погрузчиков через порт во Владивостоке с последующей транспортировкой в Новосибирск. Алгоритм отправит декларацию на регистрацию в Акцизный ЦЭД.

Особенности: декларации на подакцизные товары, которые ввезены в качестве проб и образцов. Такие грузы распределяются по виду транспорта и по месту регистрации декларанта, а не в Акцизный ЦЭД.


2. Распределение по виду транспорта

Груз прибыл морским транспортом → по фактическому размещению груза в один из трех центров: Балтийский, Новороссийский, Владивостокский. Груз прибыл в зону Московского авиаузла → в Авиационный ЦЭД.

Пример: импортер завез контейнер игрушек через порт Санкт-Петербурга и везет их в Челябинск. Импортер зарегистрирован в Челябинске, это место налогового учета декларанта. Алгоритм отправит декларацию в ближайший морской ЦЭД — Балтийский.

Особенности: если груз транспортировали авиаперевозкой в Екатеринбург с перегрузкой в Москве, то алгоритм будет считать первое место выгрузки приоритетным. Импортер подаст декларацию в Уральский ЦЭД, а алгоритм отправит в Авиационный ЦЭД.  


3. Распределение по месту налогового учета декларанта

Если распределение по типу груза и виду транспорта не сработало, то алгоритм диспетчеризации отправляет декларацию в ЦЭД по месту налогового учета декларанта.

Пример: импортер ввез строительные материалы автомобильным транспортом в Смоленскую область. Импортер зарегистрирован в Санкт-Петербурге, это место налогового учета. Алгоритм отправит декларацию в Северо-Западный ЦЭД.

Особенности: если декларант зарегистрирован в Москве, то алгоритм учитывает место фактического размещения груза. Если груз в Московской области, то алгоритм отправит декларацию в Московский областной ЦЭД. Если груз в другом регионе, то декларация отправится в Центральный ЦЭД.

Начало работы диспетчеризации

Помимо факторов типа товара, места прибытия и места регистрации декларанта в алгоритме отражены время работы ЦЭДа и его загруженность. Какие еще факторы включены в диспетчеризацию и как они работают? Пока не ясно, и вот почему.

Представитель таможни говорил о планах внедрения диспетчеризации еще в декабре 2018 году. В конце 2020 года Уральское таможенное управление рассказало об алгоритме автоматического распределения деклараций на товары. Управление упомянуло о проекте приказа Минфина, который регламентирует работу алгоритма. Но приказ и сейчас остается на стадии «Размещение текста проекта».

Проект приказа Минфина о полномочиях таможенных органов по регистрации деклараций на товары.

К концу января 2021 года ФТС предупредило учвэдов, что будет проводить технические работы в программной системе. Доработки системы происходят постоянно. Но сразу после окончания этих работ учвэды столкнулись с диспетчеризацией деклараций. Алгоритм начал распределять декларации самостоятельно. К чему это приводит?

Отрицательная сторона диспетчеризации — невозможность точно спрогнозировать, где груз задержится. Расходы на СВХ заранее не известны. 

Вывод: диспетчеризация ясна по трем факторам распределения: вид товара, вид транспорта и место регистрации декларанта. Как работают остальные факторы, не известно. Первыми на себе почувствовали изменения импортеры, которые ввозили морским и авиа транспортом.

Читать дальше

Раз в месяц отправляем статьи и подборки.

Бонусом пишем о переговорах и закупках.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой обработки данных.